0%


014 ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ШРИ МАТАДЖИ

033 ФРАГМЕНТОВ
ИЗ ЛЕКЦИЙ УЧЕНИКАМ

18 ИНТЕРВЬЮ,
06 ДОКЛАДОВ
И ВЫСТУПЛЕНИЙ

40 ПИСЕМ,
ИЗДАННЫЕ КНИГИ, 448 ЦИТАТ

111 ВОПРОСОВ
К ШРИ МАТАДЖИ

33 СТАТЬИ О
ШРИ МАТАДЖИ

37 ПРИЗНАНИЙ И ПОЗДРАВЛЕНИЙ ШРИ МАТАДЖИ

354 ИСТОРИИ
ВОСПОМИНАНИЙ

480 ФОТО
ШРИ МАТАДЖИ

Духовная Мать
Родители Шри Матаджи
Рождение и детство Шри Матаджи
Борьба за освобождение
Годы замужества
Муж Ч.П.Шривастава
Качества Шри Матаджи
Социальная работа
Начало Сахаджа Йоги
Шри Матаджи о Сахаджа Йоге

ЦИТАТА САЙТА:

""

Там, где в учительницах видят сказочных фей

Газета "Пост Скриптум", выпуск 15(615), 13 апреля 2006 года


Гималаи близ Дхарамшалы

Я хочу поделиться уникальным опытом, который получила, работая в Международной школе в Дхарамшале, в Индии. Аналогов подобной школы пока не существует в мире. Это школа-интернат, куда съезжаются дети со всего мира, чтобы получить образование. Там они учатся с первого по десятый класс, учебный год начинается в марте и заканчивается в декабре. Расположена школа в Гималаях, в живописнейшем месте вдали от больших городов.

В Горно-Алтайске я работала учителем английского языка, а затем руководителем образовательного английского центра "Пигмалион". Музыка всегда была моим увлечением, и когда появилась возможность получить новое образование в Индии, учиться в Академии классической музыки, я решила этим воспользоваться. В Академии, кстати, также обучаются, в основном, студенты иностранцы. Затем я узнала о конкурсе вакансий в Международную школу в Дхарамшале и решила попробовать продолжить свою преподавательскую деятельность там. Меня очень привлекла перспектива поработать с детьми и преподавателями из разных стран. Я прошла собеседование, и, наверное, мой опыт работы, стажировки в Великобритании и США, любовь к своей профессии и детям убедили их принять меня на работу, чему я была очень рада.

К началу работы в школе я уже прожила в Индии год, обучаясь в Академии индийской классической музыки около Бомбея. В Бомбее тропический климат, все время жара. А ведь я выросла на Алтае, я так люблю горы... И вот когда мы впервые очутились в Дхарамшале, я как будто снова оказалась дома и поняла, как я соскучилась по горной прохладе! Конечно, Гималаи всегда притягивали людей, интересующихся духовностью, я тоже ждала этой встречи. Когда мы вышли из машины, у меня не оказалось ни слов, ни мыслей - настолько ошеломляющий вид... Мы находимся у самых заснеженных вершин, и они так близко... Окружают школу вершины-пятитысячники.

Почему же Индия? Почему родители делают такой выбор, отправляя своих детей так далеко? Они имеют возможность обучаться в престижных, по нашему мнению, европейских школах. Неужели детям действительно нравится там учиться? На эти вопросы я хотела получить собственные ответы, стараясь оставаться непредвзятым свидетелем всему происходящему. Я постоянно спрашивала у детей, нравится ли им школа, а у персонала, с желанием ли они возвращались на следующий год. Удивительно, я всегда получала положительные ответы, которым, честно говоря, не всегда сначала верила, потому что думала, что все-таки нелегко быть вдали от родных, от комфорта европейской цивилизации, девять месяцев жить только в школе. Я знала, что окончательный вывод сделаю, только к концу учебного года, прожив и пережив от начала до конца все вместе с детьми и коллегами.

Итак, я работала учителем начальных классов, преподавала английский язык, математику, науку и обществознание. Обучение в школе ведется на английском языке. Очень приятное и необычное ощущение, когда в твоем классе сидят дети из разных стран. В моем "2Б" классе были ученики из Австрии, Австралии, ОАЭ, Чехии, Индии, Финляндии и Великобритании.

Так как дети живут без родителей, то школа старается полностью организовать их день. Наряду с основными предметами - математикой, английским, наукой и обществознанием, - большое значение уделяется развитию творческих способностей детей: вокалу, игре на музыкальных инструментах, рисованию, танцам, и, конечно же, спорту. В этом я увидела первое преимущество, которое дает школа - дети не теряют ни секунды драгоценного времени, а посвящают его своему развитию. Как результат, большинство детей прекрасно поют и танцуют, побеждают на многих конкурсах, как и в Индии, так и у себя в странах. По окончанию школы они могут поступить в любой университет мира, так как при разработке учебного плана в школе организаторы постарались создать синтез лучших западных и восточных систем обучения. Но что в первую очередь отличает эту школу от обычных, как мне показалось, так это атмосфера большой семьи, которую стараются там создать. А как же иначе: если ребенок не будет чувствовать любви и заботы, он не сможет прожить вдали от родителей целый учебный год. А дети учатся там десять лет.

Даже самые стеснительные и закрытые дети здесь постепенно раскрываются и учатся заводить друзей. Они знают, что все взрослые в школе, а также все дети - их друзья. Поражает чувство коллективности и сплоченности, присущее этой школе. Вспоминаются простые истории, которые показывают, насколько милы эти детки. Например, как-то на уроке я сказала: "Поздравляю наш класс, все написали диктант на отлично". Они начали обнимать и поздравлять друг друга. Однажды, один мальчик, Винаяк, потерял карманные деньги, которые им выдают каждую субботу, чтобы они могли купить себе сладости. Я услышала, как другой мальчик его успокаивал: "Не расстраивайся, я поделюсь с тобой своими конфетками, а еще я помогу тебе найти друзей". Винаяк отвечает: "Хорошо, особенно я нуждаюсь в друзьях". Или они могут выбегать из класса на другой урок и все вместе дружно петь какую-нибудь песню.

Дети живут в корпусах, в комнатах, примерно по десять человек, за которыми присматривает воспитатель. Персонал в школе тоже интернациональный, но в отличие от студенческого состава, среди учителей и воспитателей много россиян. Работники из России ценятся - работают добросовестно и с любовью. Школа расположена в экологически чистом месте. Горный гималайский воздух, сбалансированное питание, занятия йогой... И в конце учебного года, подготавливая отчеты для родителей, я просто поразилась: из моего класса за весь учебный год пропустили учебу по болезни только двое учеников, и то проболев только два дня. Разве такое возможно в обычной школе?

В школе уделяется большое значение нравственному воспитанию. Мне понравилась одна традиция, которая там существует, называемая "Thought for the day", когда каждый день высказывание или мудрая мысль зачитывается утром на линейке и вывешивается на доску. Это как размышление на день. Моему второму классу эта традиция очень нравилась, они собирали эти высказывания себе в блокнотики и даже попросили меня сделать такой же плакат в классе. Я им сказала, что они сами могут сочинять такие высказывания, и тогда мы их будем зачитывать и записывать в классе. Вот мудрые мысли учеников второго класса: "Если кто-то дразнит тебя, просто улыбнись в ответ", "Покой - это золото, а шум - серебро".

Где бы я ни работала, я всегда стараюсь собирать смешные эпизоды на память. Все тот же второй класс:

- Дети, напишите одну строчку этого слова.
Винаяк (Индия): - А зачем?
- Таким образом мы готовимся к диктанту.
Винаяк: - Хорошая идея!

Я начала стирать что-то с доски.
- Ой! Не стирайте!
Я снова начала писать это же.
- Она снова пишет! Она превосходна! ( She is magnificent!) (Габриел, Австралия)

Задание: я объясняю слово, дети угадывают.
- Прекрасная молодая женщина с волшебными силами (отгадка: фея).
- Учительница...?

- Дети, успокойтесь. Я начинаю сердиться на вас все больше и больше.
- Но вы как будто улыбаетесь внутри!
- Нет, я не улыбаюсь...
- Улыбаетесь. Улыбнитесь!

Валентина (Италия):
- Я не знаю, где моя тетрадка. Я думаю, она у моей учительницы, может она хочет показать ее своей семье...

Я тороплю детей, чтобы они быстрее списывали с доски:
- Дети, поторапливайтесь. Скоро придет Мисс Пушпа и сотрет все с доски. Что вы будете делать?
- Плакать.

Каждую субботу дети пишут письма родителям.
- Дети, постарайтесь не просить в каждом письме прислать вам посылку. Родители и так знают об этом.
Шивани (ОАЭ):
- А я и не пишу. Я в одном письме напишу, чтобы прислали, потом в следующих двух не пишу, потом снова в одном пишу, потом опять пропускаю два.

Из писем к родителям:
"Пожалуйста, пошлите мне бриллиантов из Национального Исторического Музея". (Ананд, Великобритания)
"В нашем классе мы можем кататься по деревянному полу, пока не зайдет наша учительница" (Унси, Индия)
"Здравствуйте, дорогие мама и папа! Не могли бы вы купить новый дом к моему приезду, а так же новую игровую площадку и игрушки. С любовью, Дэвид" (Австрия)

Вспоминаю, как мы праздновали День ребенка. В Индии его отмечают в день рождения Джавахарлала Неру, 14-го ноября. Уроки отменили, и утром дети играли в разные игры. Каждому ребенку школа подарила подарок что-то из одежды. Вечером был праздничный ужин. Мы с учительницей английского из Великобритании, Мелани, нарядились в фей и зашли на ужин с бенгальскими огнями. Все были удивлены и обрадованы. Мы раздали детям конфетки и показали волшебные фокусы. Одна девочка сказала Мелани: "Вы выглядите, как будто вы любите всех детей в мире!" А на следующее утро я прохожу, а они кричат: "Вот фея идет!" А один мальчик говорит: "Да, она даже была сегодня у нас в классе, и учила английскому!"

Обучаясь в Академии музыки, о которой я упомянула в начале, я познакомилась с выпускницей этой школы из Австралии, Селест Джонс. Она уже окончила университет, работает, объездила весь мир. И мне запомнились ее слова: "По прошествии стольких лет Дхарамшала осталась для меня лучшим местом на земле".

Так почему же все-таки Индия? Мы с вами очарованы западной цивилизацией и стремимся вкусить все плоды, которые она дает, которые, к сожалению, оказываются не всегда полезны. Побочные эффекты тому - наркотики, распущенность и насилие, которые, например, заполонили западные школы. Бесспорно, западная цивилизация сделала огромный вклад в научное и материальное развитие человечества, в то время как на Востоке духовность достигла наибольшего рассвета. Как только западные люди достигают той стадии эволюции, когда ведущим становится духовное развитие, обращение к восточной духовности становится естественным.

Международная школа в Дхарамшале для духовного и нравственного воспитания применяет метод "Сахаджа Йога", корни которого идут из Индии. Суть его заключается в том, что для нашей эволюции и духовного развития внутри каждого человека существует энергия в треугольной косточке у основания позвоночника. В этой энергии скрыт наш творческий и духовный потенциал. Пробуждаясь, она раскрывает все качества, которые заложены в нас, а также делает человека уравновешенным и здоровым. О существовании этой энергии можно найти подтверждение в разных древних Писаниях у многих народов, но более подробно об этом говорится в индийских источниках. Сахаджа-йога позволяет человеку пробудить эту энергию и получить свою самореализацию. Школа в Дхарамшале основана в 1989-ом году г-жой Нирмала Шривастава, которая и подарила миру этот метод.

Нирмала Шривастава - известный духовный лидер, которая за свой труд получила множество международных наград, например, медаль ООН за Миротворчество. Единым Международным Фондом она была внесена в список величайших людей планеты, а в 1999-ом году в Великобритании ей присвоили титул "Женщины тысячелетия". Эта школа - своего рода ее видение мира, где все люди могли бы жить в любви и согласии, стерев условности рас, национальностей и вероисповедания, которые искусственно разделяют людей. Для себя я сделала такой вывод: в этой школе, в чистом и здоровом окружении, детям, действительно, дается шанс вырасти и стать сбалансированной и сильной личностью. Они развиваются в атмосфере безопасности и любви. Уже в самом окружении заложено, как ценить и уважать знания, природу и старших. Дети вырабатывают открытый взгляд на мир, общаясь со сверстниками и взрослыми из разных стран, благодаря этому, обогащаются культурно и обретают настоящих друзей по всему миру. Они становятся независимыми, общительными и очень зрелыми личностями.

Прожив в школе целый учебный год, пережив много радостных моментов с детьми на уроках и на многообразных внеклассных мероприятиях и праздниках, которые школа устраивает для детей, у меня появилось желание остаться там и на следующий учебный год. Но на Алтае меня ждали родные и друзья, и поэтому с благодарностью судьбе за этот бесценный опыт я с удовольствием вернулась домой.

Алима Ковалева

Интервью Шри Матаджи
Интервью с получением само-реализации (для журнала "Ziereus", май 1983 года)
Интервью на американском радио (Санта-Круз, США, 1 октября 1983 года)
"Что такое йога?" (на радио-станции, Вена, Австрия, 5 сентября 1984 года)
Шри Матаджи о себе и об истории Сахаджа Йоги (на радиостанции, Вена, Австрия, 9 июля 1986 года)
Интервью на телевидении Австрии (Вена, Австрия, 1988 год)
О любви россиян к йоге (интервьюер Ракеш Матхур, октябрь 1990 года)
"Медитируя в эфире" (на радио-станции, Великобритания, трансля-ция 12 июля 1999 года)
"Просветленные люди изменят мир" (для газеты, Анкара, Турция, 27 апреля 2001 года)

Доклады и обращения Шри Матаджи
Доклад на медицинской конференции (Москва, Россия, 7 августа 1993 года)
Выступление на конференции "Медицина, Самопознание и Нравственность" (Санкт-Петербург, Россия, 14 сентября 1994 года)
Обращение на круглом столе IV всемирной конференции на тему женщин (Пекин, Китай, 13 сентября 1995 года)
Доклад на конференции, организованной Петровской РАНИ (Санкт-Петербург, Россия, 20 сентября 1995 года)
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. Восток-Запад" (Москва, Россия, 9 июня 1998 года)

Интервью мужа Шри Матаджи сэра Ч.П.Шривастава
"Заболевание коррупцией можно с корнем вырвать из Индии" (журналист Приянка Джоши, Лос-Анджелес, США, 11 августа 2006 года)