0%


132 ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ШРИ МАТАДЖИ

76 ЛЕКЦИИ
ДЛЯ ЙОГОВ
(фрагменты)

21 ИНТЕРВЬЮ,
13 ДОКЛАДОВ
И ВЫСТУПЛЕНИЙ

41 ПИСЬМО, ИЗ-
ДАННЫЕ КНИГИ, 448 ЦИТАТ

330 ВОПРОСОВ
К ШРИ МАТАДЖИ

44 СТАТЬИ О
ШРИ МАТАДЖИ

75 ПРИЗНАНИЙ И ПОЗДРАВЛЕНИЙ ШРИ МАТАДЖИ

554 ИСТОРИЙ
ВОСПОМИНАНИЙ

480 ФОТО
ШРИ МАТАДЖИ

Духовная Мать
Родители Шри Матаджи
Рождение и детство Шри Матаджи
Борьба за освобождение
Годы замужества
Муж Ч.П.Шривастава
Качества Шри Матаджи
Социальная работа
Начало Сахаджа Йоги
Шри Матаджи о Сахаджа Йоге

ЦИТАТА САЙТА:

""

Рождение Шри Матаджи


Нирмала в годовалом возрасте
на руках одного из родственников

Нирмала Сальве (Шри Матаджи) родилась в центре Индии, на земле Махараштры. Это произошло 21-го марта 1923-го года в небольшом городе Чиндвара, который теперь находится в штате Мадхья Прадеш. В те дни не было родильных домов и женщин-гинекологов. Роды обычно проходили дома в присутствии повитухи. Для родов родители оборудовали маленькую комнату в середине дома. Не было никаких признаков родовых схваток или каких-либо признаков рождения ребенка. Неожиданно утром 21-го марта Корнелия почувствовала, что начались схватки, и она пошла в специально отведенную комнату, и после ударов часов в полдень родила прекрасную дочь. У ребенка были сияющие блестящие глаза и даже приятная улыбка. Ребенок едва плакал, так что повитуха решила заставить ее закричать. В практике повитухи было такое впервые, когда ребенок родился не только не кричащим, но даже, фактически, без плача. Ребенок был розовым, голова была покрыта черными волосами, она, казалось, была окутана благоуханием, на теле совершенно не было крови, вот почему бабушка Ренукадеви сказала, что она - Нишкаланка, что означает "чистота". Ренукадеви объяснила, что это одно из имен десятой аватары Вишну, но она - девочка, поэтому должна быть названа Нирмала, то есть "чистая, незапятнанная".


Город Чиндвара.
Дом, где родилась Шри Матаджи

Шри Матаджи родилась в полдень весеннего равноденствия. Это ровно тот момент времени, когда Солнце завершает свой путь от экватора до тропика Рака и возвещает начало яркого Солнца, особенно в Индии. Это день, когда продолжительности дня и ночи равны. Она родилась именно в Чиндваре, которая расположена на широте тропика Рака (кстати, святой город Мекка также расположен на тропике Рака). Она родилась в очень набожной и праведной семье, уважающей все религии. Ее родители были очень патриотичны и образованы.


Детство Шри Матаджи

Шри Матаджи с детства была очень жизнерадостной, но в то же время очень серьезным и очень глубоким человеком. Она могла пойти к любому, кто звал ее. У нее была прелестная улыбка, таким образом она выражала радость каждому. Единственной проблемой, по воспоминаниям ее матери, были ее длинные пышные волосы. Расчесать их было большим трудом, но после того, как Шри Матаджи просила нанести на ее волосы масло, они распутывались. Ребенком Шри Матаджи никогда не доставляла трудностей своей матери.

Шри Матаджи обладала потрясающей памятью и очень любит животных. В доме в Чиндваре родители держали обезьянку, собаку и попугая. Они могли свободно передвигаться. По воспоминаниям матери, когда семья в 1927-ом году переехала в Нагпур, Шри Матаджи в возрасте четырех лет часто вспоминала тех животных и звала их по имени. В детстве она рассыпала рис на лужайке для воробьев и голубей. Она была очень довольным ребенком и никогда не плакала. Ей регулярно давали молоко, но однажды служанка забыла сделать это, и она даже не плакала, чтобы показать, что голодна.


Нирмала в юности

У Нирмалы было счастливое детство в семейном доме в Нагпуре, ее все обожали. Говорят, что птицы и животные приближались к ней без малейшего опасения. К великому своему ужасу слуги наблюдали, как ребенок ласкала даже кобр. Девочку иногда находили в отдаленном уголке дома совсем одну, погруженную в сосредоточенные размышления, которые, наверное, можно назвать медитацией. При этом она удивительным образом излучала внутреннюю радость. По воспоминанием ее брата, она вместе с ним каждое утро в раннем возрасте любила ходить в уединенный храм, известный как храм Матери Лодрус. Она обычно сидела в углу и медитировала. Но, как впоследствии она объяснила своему брату, на самом деле она обдумывала, как помочь людям всего мира освободиться от их проблем при помощи коллективного подъема Кундалини. Брата весьма впечатляло то, что статуя Матери Лодрус (теперь заменена другой статуей) была похожа на Шри Матаджи. Было очень заметно то, насколько она выглядела более свежей после таких прогулок.

У Шри Матаджи была младшая сестра Шантасиила, которая была рождена 6-го мая 1924-го года, то есть была на год младше Нирмалы. В детстве сестренку все домашние называли Муши, это имя ей привилось и позднее по жизни. Ее день рождения праздновали в мае, так что день рождения Нирмалы отмечался незадолго до дня рождения Муши. Однажды в марте, когда они были еще совсем маленькими девочками, в доме торжественно праздновали день рождения Нирмалы, и ей с любовью подарили множество подарков. Муши, увидев это, стала ревновать. Она начала плакать так, что никто не мог ее успокоить. Муши жаловалась, что тоже хочет подарков, и не хотела ждать несколько недель до своего дня рождения. Позже она сама признавалась, что в тот момент была очень упрямой и не желала прекращать истерику. В конце концов, маленькая Нирмала собрала все свои подарки, принесла их Муши и подарила их ей. "Вот, можешь взять их, они твои", - мягко сказала она.

В большинстве случаев Шри Матаджи была очень динамичной, и принимала активное участие во всех играх, песнях, танцах со своими сверстниками. Незабываемые впечатления остались у тех, кто видел ее, семилетнюю, исполняющую pоль Рады или Кришны в маленьком детском театре. Ее непpинужденная гpациозность, легкость, с котоpой она исполняла свою pоль, зачаpовывали пpисутствующих. Однажды она настолько впечатляюще для зрителей сыграла роль Кришны, что все стали ее называть "Кришна". Вскоре способности Нирмалы проявились также в музыке и в изобразительном искусстве. Ей было по душе все, что являлось истинным и естественным. Она даже ходила в школу босиком для того, чтобы ощущуть землю, и ее отец сказал однажды новому шофеpу, котоpый должен был поехать за девочкой, чтобы забpать ее из школы: "Мою дочь легко опознать: она ходит, деpжа сандалии в pуках!"


Школьные годы


Шри Матаджи с родителями

Период между 1930-ым и 1933-им годами был временем, когда люди были охвачены пылом освободительного движения. Ее родители должны были ходить на митинги каждый вечер. Так как у них было мало времени присматривать за детьми, а старший брат и старшие сестры были заняты учебой и другой деятельностью, Шри Матаджи решила возложить на себя обязанности по дому в юном возрасте семи или восьми лет. Каждый полюбил ее за ее ум и сердце. Работа по дому, выполнение требований старших и присмотр за младшими стало для нее обычным делом. Сначала ее мать не хотела возлагать на ребенка ответственность за весь дом, однако вскоре поняла, что ее дочь очень компетентна и имеет редкие способности решать не только рутинные ежедневные домашние проблемы, но и потребности различных родственников, которые всегда приезжали навестить отца.

Шри Матаджи была полна доброты и сострадания к бедным. Она обладала огромным терпением. Однажды, когда одна из ее бедных подруг сказала, что в ее доме совсем нет еды, Шри Матаджи передала ей сумки с крупой из запасов, которые были в доме. Ее родственники всегда говорили, что Шри Матаджи чрезмерно трогают страдания бедных, у Нее нередко даже появлялись на глазах и текли по щекам слезы. Было много случаев, когда это качество Шри Матаджи эксплуатировалось многими людьми, которые взваливали на нее свои страдания и несчастья, но она никогда не переставала помогать, хотя понимала, что люди пользуются ее добротой.

Родители Нирмалы определили ее в традиционную индийскую школу, а не в миссионерскую, как это было принято в их кругу. У них было неписанное правило, что никто из детей не будет учиться в миссионерской школе именно потому, что английские школы были пробританскими, а родители чувствовали, что образование, данное на родном языке, будет огромной помощью в понимании культуры и наследия своей великой страны. Они настояли, чтобы она обучалась санскриту.

Отец Нирмалы передал ей многие свои знания, развивал в ней интеллект и интуицию. В школе дочь не была слишком заинтересована познанием, хотя и училась очень хорошо. У отца была своя собственная большая библиотека, с помощью которой она смогла изучить английский язык, так как в ее среде воспитания употреблялся только язык маратхи. Нирмала никогда не изучала хинди или английский язык посредством чего-то иного, кроме библиотеки отца. Она очень любила читать, и таким образом постигла английский язык и хинди, причем настолько хорошо, что эти языки не кажутся для нее неродными, и окружающие всегда считали, что она очень хорошо говорит на этих языках.

Кроме того, по ее признанию, читая книги из библиотеки отца, она также смогла многое узнать о человеческих качествах. Она перечитывала о жизни великих людей, но знакомилась также и с недостатками людей. Впоследствии она признавалась, что до этого и не знала, что у людей бывают такие разные глупости, так как и не могла знать о них. Это значительно помогло ей в последующей жизни, поэтому она часто рекомендовала побольше читать, но не бессмысленные книги, а хорошие и известные. Часто она сталкивалась с книгами, которые ей казались банальными, и там было не о чем читать.

В том возрасте она поделилась со своим отцом, что займется медициной. На ее вопрос о причине этого она ответила: "Я должна общаться с докторами".

Родители Шри Матаджи были друзьями и соратниками Махатмы Ганди, принимая активное участие в борьбе за независимость Индии, и когда девочке исполнилось семь лет, отец брал ее с собой на политические собрания в Ардху, ашрам Махатмы Ганди, находившийся приблизительно в семидесяти милях от их дома. Тот увидел в ребенке особенные качества и попросил отца оставить дочь у него.

В ашраме Нирмала провела много счастливых дней. Все свободное время она старалась проводить с Ганди. Иногда она делала для него апельсиновый сок, а он обсуждал с ней что-то незначительное. Он к ней испытывал особое чувство и называл девочку "Непали", потому что ее лицо было, как у жителей Непала, широкое и подобно Луне. Она пpинимала участие в деятельности ашpама. Казалось, что ее молчаливое пpисутствие вдохновляет Махатму. По ее воспоминаниям он иногда разговаривал с ней так, как будто она была его бабушкой. Он по-отечески любил и уважал Нирмалу. Это происходило в очень приятной манере, и сам он был чрезвычайно нежной личностью по отношению к детям. В остальном он был чрезвычайно строгим и дисциплинированным по отношению к себе и к другим. Он заставлял каждого вставать в четыре часа утра, принимать ванны, быть готовым к утренним молитвам в пять часов. Он обычно ходил очень быстро, и с ним Нирмала также научилась быстрой ходьбе.

Шри Матаджи рассказывала много случаев о Махатма Ганди и прежде всего о его патриотизме. Однажды, когда она была с Ганди, пришло время трапезы. Вошел слуга, и Ганди, давая ему ключ от буфета, посчитал, сколько человек осталось на обед, чтобы тот отмерил по ложке риса на каждого. Кто-то спросил его, зачем он это делает, ведь у него не было недостатка в еде. И Ганди ответил: "Это источник жизненной силы моей страны, я не могу растрачивать его впустую".

Шри Матаджи вспоминала, что настаивала ему есть больше, и тогда он смеялся и принимал ее слова. Она также говорила ему: "Почему вы так строги с людьми?" Он отвечал: "Вот ты - маленькая девочка, но встаешь рано утром, почему же они не могут вставать?" Шри Матаджи ему говорила: "Я еще маленькая, поэтому я встаю, а они - взрослые, и не могут так рано вставать". Тогда Ганди отвечал: "Сейчас у нас кризисная ситуция, мы должны добиться независимости от англичан. Но если люди будут ленивыми, то как тогда мы осуществим это? Так что мы должны быть дисциплинированными". Но Шри Матаджи ответила ему: "Нам необходима внутренняя дисциплина". Так он смог оценить ее мудрость уже в такие ранние годы.

Ганди иногда даже получал от нее консультации в вопросах молитв, несмотря на ее юный возраст. Она рекомендовала ему молиться в одиночестве, и он согласился с тем, что это эффективно. В значительно позднее время в одной из своих лекций Шри Матаджи в качестве молитвы рекомендовала присутствующим шлоку на санскрите и при этом вспомнила, что еще ребенком рекомендовала ее и Ганди:

"Пратар намами хридисанспурад атма таттвам, сат чит сукхам парамхамса гатим турийам", что в переводе: "Рано утром я от сердца поклоняюсь тому принципу Атмана, который является истиной, сознанием и удовлетворением и поднимает меня ввысь в состояние турья (самадхи)".

Также она говорила Ганди, что молитвы могут соответствовать различным внутренним энергетическим центрам. Все эти общения происходили органично, спокойно и приватно, а потому никто никогда не был свидетелем обсуждения вопросов, касающихся поиска Духа и медитации. Позже Шри Матаджи говорила, что внимание Ганди прежде всего было приковано к другим проблемам, но в следующем рождении он обязательно родится реализованным. Шри Матаджи всегда восхищалась тем, что он был цельной личностью, был предельно честен с самим собой, никогда не обманывал себя, часто критиковал себя, в денежных вопросах был определенным и всегда выполнял то, о чем говорил.

В старших классах Шри Матаджи училась в высшей женской школе Бхиде, и была для всех очень известна. Она была очень способной ученицей, но особенно ей давались языки и математика. Ее учителем по математике был брамин, а Шри Матаджи была единственной девушкой-христианкой. Он очень любил лесть, а Шри Матаджи никогда не хвалила без причины. В результате он очень невзлюбил Шри Матаджи, и всегда насмехался над ней за открытые и громкие слова против кастовой системы. В конце концов, это закончилось тем, что он провалил ее на последнем экзамене по математике, хотя Шри Матаджи все сделала правильно. Предвзятое отношение наблюдалось также и со стороны директора школы, так что родителям пришлось перевести Шри Матаджи в другую школу, известную как Сева Садан.


Нирмала в кругу родственников,
по правую руку от отца, в двадцатилетнем возрасте

Шри Матаджи всегда получала награды за участие в школьном драматическом театре и была первой ученицей в школе. В 1940-ом году она сдала свои квалификационные экзамены и получила знаки отличия по языкам маратхи, английскому и по математике. У нее было множество хороших оценок, поэтому не было проблем при поступлении на факультет естественных наук. Она увлекалась медициной и говорила, что Индия нуждается в хороших врачах, особенно в сельской местности. Однако, теперь стало ясно, что она изучала медицину для того, чтобы понятнее объяснить действие Кундалини, особенно интеллектуалам и практикам.

Ее старший брат учился в университете в Лакхнау и очень хвалил этот университет. Родители Шри Матаджи хотели дать ей самое лучшее образование, поэтому решили послать ее в Лакхнау. Она была принята в колледж Изабеллы Тхобурн. Но еще в Нагпуре она сломала правую руку, и с гипсом не могла сдать первый годовой экзамен, поэтому вынуждена была поступить в местный колледж естественных наук, теперь известный как Институт естественных наук. В 1942-ом году она стала участвовать в освободительном движении, и колледж вычеркнул ее из своего списка, так что ей пришлось посещать другой колледж и учиться далеко от своего дома.


Та же фотография с фокусом
на Шри Матаджи и ее родителей

Когда пpишло вpемя определиться со специальностью обучения, Шри Матаджи выбpала медицину: ей нужно было знать, каковы знания людей в этой области, как они называют откpытые ими явления. По ее словам, она должна была изучить научную терминологию человеческой анатомии. Она знала все о теле человека, знала все о нервной системе, но не владела соответствующей терминологией. Она знала, что ей придется разговаривать с врачами и объяснять им их терминологией, которую они для себя условно ввели. Кроме того, ей было необходимо ознакомиться со словарем по психологии, зная, что впоследствии придется говорить с психологами на соответсвующие темы.

В 1943-ем году Шри Матаджи поступила в медицинскую школу в Лудхиане (теперь штат Педжаб), где она училась по 1945-ый год. Несмотря на то, что тогда в семье из-за ареста отца было плохо с финансами, мать Шри Матаджи особенно старалась, чтобы ее дети продолжали образование. По окончании у нее были хорошие отметки. Так как она хотела продолжать заниматься медициной, она обратилась в различные медицинские колледжи по всей Индии. Ее вызвали на собеседование в медицинский колледж Балакрам в Лахоре (теперь в Пакистане). К тому времени уже были отобраны шесть девушек на все вакансии, но у Шри Матаджи были лучшие отметки, чем у них. Так случилось, что одна девушка так и не приехала в назначенный день, и Шри Матаджи была принята в медицинский колледж в Балакрам. Один из ее стаpых пpофессоpов вспоминает о ней, как об одной из блестящих студенток и в то же вpемя совеpшенно отличной от дpугих.

Феноменальная память Шри Матаджи

Шри Матаджи обладала потрясающей памятью. Впоследствии она очень отчетливо помнила дом в Чиндваре, и однажды абсолютно четко нарисовала его план. Она также указала, где она родилась. Она даже помнила свое рождение и всех тех, кто присутствовал. Она помнила дом старшего дяди, его сад, а позднее рассказывала о реке Бодри, текущей в окрестностях Чиндвары. Это удивительно, учитывая, что ей было тогда всего четыре года.



Удивительные случаи
спасения Шри Матаджи


На пятнадцатый день от рождения Шри Матаджи повезли в церковь для крещения. Когда повозка ехала по мосту через реку Бодри, у нее сломалось колесо. Лошади стали вставать на дыбы и издавать странные звуки. Затем повозка переломилась посередине, и Шри Матаджи упала между двумя ее частями. Мать Шри Матаджи рассказывала, что когда родственники растащили обломки повозки, ребенок был абсолютно невридимым и очаровательно улыбался.
Несколько месяцев спустя, Корнелия пошла за покупками со Шри Матаджи на руках. Базар, куда она пошла, был недалек от дома, где они жили. Так как она возвращалась домой на двуколке, она положила Шри Матаджи на заднее сиденье и позвала извозчика помочь ей забраться. Когда извозчик подошел помочь ей, лошадь неизвестно по какой причине потащила повозку прежде, чем мать села в нее. Таким образом, случилось так, что лошадь везла повозку со Шри Матаджи на заднем сидении, а мать и извозчик бежали за повозкой, крича людям, чтобы они остановили лошадь. Однако вместо того, чтобы остановиться, лошадь перешла с рыси на галоп, и повозка стала двигаться еще быстрее. Расстояние между повозкой и матерью увеличивалось, и мать чувствовала, что может случиться что-то плохое. Неуправляемая повозка привлекла всеобщее внимание, и все думали, что катастрофа неизбежна. Дорога, по которой мчалась повозка, упиралась в Т-образный перекресток, и если бы она продолжала двигаться прямо, то упала бы в канаву, а если бы повернула направо, то уехала бы в противоположном направлении от дома. Ко всеобщему удивлению лошадь снизила скорость и повернула налево, в направлении дома, и снова перешла в галоп. Дом находился в полумили от перекрестка. Мать и извозчик продолжали преследование на другой повозке, нанятой по дороге, но напрасно. Как только лошадь достигла дома, она снизила скорость, перейдя на рысь, а затем сама остановилась перед воротами, оглянулась назад, как бы пытаясь убедиться, что ребенок в повозке в порядке. Мать Шри Матаджи рассказывала, что когда она подъехала к повозке, Шри Матаджи лежала на заднем сидении не плача, без малейших следов страха. Она одарила маму своей улыбкой, которая ее совершенно успокоила. Она крепко обняла ребенка и была благодарна Всевышнему за спасение ребенка. Можно было считать это чудом. Все удивились тому, как неуправляемая повозка, везя ребенка, который не мог разговаривать, смогла остановиться прямо напротив дома.



Истории из детства Шри Матаджи

Когда Шри Матаджи было восемь лет, она посетила матч, в котором участвовал старший сводный брат. На их автомобиле всегда развивался флаг Национальной партии. Это был матч между солдатами, которые потребовали снять флаг. Шри Матаджи вышла из машины и сказала им, что они будут вынуждены убить Ее, прежде чем снимут флаг. Флаг остался развеваться. Когда Она вернулась домой, ее сводная сестра очень испугалась, а сводный брат сказал, что она поступила очень хорошо.
По окончании школы еще в Нагпуре Шри Матаджи сломала правую руку, когда она упала, играя в бадминтон. Доктор Раджилал наложил ей гипс. Он спросил, может ли она переносить боль, и тогда все сделал без анестезии. Он был так поражен, что сказал отцу Шри Матаджи, что его дочь - Богиня Дурга.



Из воспоминаний мужа Шри Матаджи сэра Шриваставы

В детстве Нирмала проявила качества, которые показали, что Она была чудом. Каждый раз, когда Ее родителей в ходе борьбы за свободу британские власти сажали в тюрьму, обязанности хозяйки дома поручались ей, а не кому-либо другому из старших братьев или сестер, потому что она была самым ответственным ребенком в семье. В обычные времена она бы продолжила свою учебу, но тогда она присоединилась к своим родителям в политической борьбе. Однажды, когда ей было около пяти лет, ее попросили обратиться к большому собранию. Без малейшего колебания или чувства страха она говорила с патриотическим пылом и имела большой успех. Иногда она сопровождала своих родителей в ашрам Махатма Ганди. Там она сразу стала любимицей Гандиджи, который беседовал с ней о целях и задачах его движения, основанного на понятиях истины и ненасилия. Для Нирмалы это были самые возвышенные и памятные моменты.
Когда Махатма Ганди в 1942-ом году начал свое движение "Свободная Индия", призывая иностранных правителей покинуть страну, Нирмала, которой тогда было девятнадцать, самоотверженно бросилась в рискованную подпольную деятельность, движимая горячим патриотизмом. В результате, ее учеба прервалась.