"Воля Бога свершится во всяком случае, буду ли я или не буду исполнять ее; но от меня зависит быть противником этой воли и лишить себя блага участия в ней, или быть проводником ее, втянуть ее в себя, насколько она может вместиться во мне в виде любви, и жить ею и испытывать ненарушимое благо." (Лев Толстой)
"Новая революция в вашем осознании должна свершиться, в противном случае все человеческие достижения не имеют смысла. Это подобно устройству электрической иллюминации без электрического тока во время бракосочетания. Но когда свет будет включен, вы увидите жениха и невесту." (Шри Матаджи Нирмала Деви)
Быть сдержанным в высказываниях - это признак хорошего тона, но автор проявляет смешную смелость, используя такие громкие слова, как космос, эволюция Вселенной, рок, Самореализация, Бог, дьявол, которые могли бы привести в замешательство читателя: "Как он осмелился?!" Более того, все, что может быть рассказано на этих страницах о Сахаджа-йоге, о Шри Матаджи или о коллективном сознании, будет преподноситься настолько возвышенно, что у читателя будет искушение смотреть на автора этой книги как на яркий пример такого рода авторов, которые справедливо становятся непопулярными, то есть таких, которые пишут без реального знания того, о чем они пишут. Тем не менее, если вы любезно примете гипотезу о том, что этот писатель, действительно, знает свой предмет, тогда возникает вопрос: "Кто имеет право рассказывать о Царстве Небесном, о котором он говорит?"
Я не буду воздерживаться от таких слов как "Бог" и "предназначение", поскольку эти мощные слова нашего языка точно включаются в предмет рассмотрения этой книги. И если вы будете задавать вопрос относительно действительной глубины моих знаний, то позвольте мне ответить, позаимствовав цитату из Кена-упанишад: "Я не думаю, что я знаю Бога хорошо, но нельзя сказать, что я не знаю Его вовсе. Тот среди нас, кто знает Его лучше, есть тот, кто понимает значение слов: 'Я больше не утверждаю, что знаю Его'".
Определенно, упомянутые выше слова истерты, избиты и искажены в мастерских "кузнецов слова", и что касается меня, я не знаю, как вернуть им их первоначальное значение. Но здесь я обращаюсь к тем людям, которые чувствуют, что их преследует "Лазурная синева", которые вовлечены в этот древнейший поиск, и которые часто изнемогают от своих долгих поисков, решив, что это бессмысленно, что не существует никакого Святого Грааля. Это изменение сознания, внутренняя трансформация, было, в конце концов, только фантазией, которая преследует наше несознательное. В то же время оно интенсифицирует и наказывает нашу безнадежную ностальгию по Богу.
Таким образом, не имея никакого права это делать, я все же берусь за перо. Но, в итоге, я увидел этот Океан, в который стекаются все наши ручейки. Я искупался в нем, растворился в нем, потерял и нашел себя снова в нем, и со всей очевидностью для всех моих чувств, всеми фибрами своего существа я понял, что этот опыт "великой трансформации" является доступным именно сейчас для целого поколения искателей. И что бы все эти новейшие лжепророки ни болтали на каждом перекрестке, обещая рай по дешевке, мой долг перед Истиной - говорить и даже кричать, только бы вы услышали меня, что мы должны теперь полностью войти в Царство Бога. Эта вводная книга в Сахаджа-йогу Шри Матаджи Нирмала Деви откроет путь и ворота в это Царство.
Но с самого начала давайте не забывать, что именно Океан воды содержит в себе каплю, а не наоборот, даже если эта капля имеет человеческий мозг, битком набитый концепциями и целым аналитическим аппаратом. И когда Океан является неизмеримой любовью, которая вибрирует в каждой галактике, так же как и в каждом протоне, концепции и слова, в которые они облачены, должны быть отброшены на его берегу.
Тем не менее, если бы я предложил вам книгу с чистыми страницами, я бы не смог дать вам ту информацию, которая вам нужна, поэтому я заполню словами каждую страницу и начну с комментария относительно моего метода.
Я говорю о том методе исследования сознания, применявшемся Сократом пока он расхаживал взад и вперед по Агоре, за который он заслужил в награду столь типичную благодарность рода человеческого своим представителям - чашу цикуты.
Итак, чем бы Истина ни была, она, по сути, такая, какая есть, в себе и сама по себе независимо от моей интеллектуальной способности понять ее. Если где-то существует дерево и река, то они существуют независимо от того, знаю я или не знаю об их существовании. Но такой мирный ландшафт вскоре отразился бы в спорах философов. Фактически было сказано следующее: "Что касается этого дерева и этой реки, я не вижу их, следовательно, я не знаю о них. И если я не знаю о них, вы можете говорить все, что угодно об их существовании для самих себя, но они не существуют для меня, а это означает, что для меня они не существуют вовсе". Ошибка, которой здесь следует остерегаться, содержится в заключении: все, что не существует для меня, не существует вовсе. Но попадая в такого рода ловушку, философы творят в будущем восхитительные дебаты для своих благородных коллег.
Разумный, умеющий разбираться человек скажет: "Я не вижу этой реки или дерева, но это не означает, что они не существуют. Это означает, скорее, то, что я не знаю, существуют они или нет". Поддерживая суждение, подобное этому, можно достичь уровня, достигнутого Иммануилом Кантом в его работе "Критика чистого разума", положения, отстаиваемого Сократом, Буддой и Лао-Цзы, которые дают основу для научного подхода: "Понимай, что ты знаешь, и чего ты не знаешь. И понимай, что ты знаешь то, что ты знаешь, и ты не знаешь того, чего ты не знаешь". Можете ли вы любезно признать этот самородок здравого смысла в его неотшлифованном виде? Это позволит мне предложить вам следующее.
Поистине, я буду говорить вам об изумительной реке и о дереве, отягощенном удивительными плодами. Я буду рассказывать вам о Реке жизненных вод, которые, согласно святому Иоанну, текут через сердце Нового Иерусалима, и о Древе жизни, чьи плоды будут исцелять целые народы. Но, вероятно, вы не отваживались отправиться в ваш собственный сад, где их следует искать, и поэтому вы, возможно, не захотите поверить мне. И вы будете правы! Однако не отвергайте все же то, что я говорю. Как можно? Проникли ли вы внутрь этого секретного сада? Можете ли вы сказать со всей уверенностью, что вы нашли его, и что он соответствует всем тем возвышенным описаниям, сделанным великими духовными лидерами главных религий мира? Будьте осторожны! При ответе на этот вопрос желательно не использовать опрометчивого многословия и теологических фигур в речи. Открытие, о котором я говорю, является настоящим событием, живым событием огромной важности.
Если бы я мог просто побудить вас вытащить себя из этого комфортного кресла и пойти в правильном направлении, чтобы увидеть самим эту реку и дерево, тогда бы эта книга достигла своего назначения, потому что это является ее целью - пригласить вас испытать самим все это на своем опыте. Вера или отсутствие таковой является не более, чем бессмысленным судорожным дерганием психики, которая не может стоять лицом к реальности и не может погрузиться в безмолвную очевидность ее собственного сознания. Только грандиозное событие нашего второго рождения, или нашего истинного крещения, известного также как наша Самореализация, может дать нам подлинность просветленного сознания, которое является целью наших поисков. Я жил там. Мне было сказано: "Эта святыня ожидает всех твоих братьев и сестер, которые истинно ищут ее".
В игре слов правила требуют, чтобы, как только предмет дискуссии выброшен на публичную арену, он немедленно становится объектом спора. Я не отвергаю это правило. Но, чтобы избежать потери слишком большого времени в этих битвах, могу ли я напомнить вам, что эта книга предназначена не более, чем для того, чтобы установить светофоры? Не является ли она просто установкой светофоров на вашем пути, дорогой читатель? Неужели, прожив бесчисленное количество жизней, как и я, вдыхая запахи порочных цветов, вы и сейчас намерены не проявить интереса к Древу жизни, Древу добра?
Итак, все время в этой книге некто, все еще не представленный, будет приглашать вас испытать внутренний путь освобождения. Этот путь, как проповедовал Будда, ведет в наиболее сокровенный сад в самой глубине каждого из нас, где цветы и плоды Божественной любви исполняют самые заветные обещания всех великих святых прошлого. Там все есть красота. Кристально чистая красота невинности, свежести, радости и любви. Это то место, где течет Река, и где стоит Древо.
Фактически этот недоступный рай находится, как вы возможно догадывались, внутри каждого из нас. Священное Древо оказывается тонким механизмом (янтрой, на санскрите), который управляет духовным восхождением человека и, более того, непосредственно всеми психосоматическими процессами в каждом из нас. То, что я уполномочен рассказать вам, исходит не из досконального копания в пыльных эзотерических томах, а из выводов о пережитом на практике, которое я буду просто называть: "практика именно сейчас".
Постарайтесь твердо представить горизонтальную линию, лежащую между прошлым (хранящимся в нашей психике в качестве условностей, суперэго) и будущим (которым занят другой ставень нашей психики, называемый эго). Где-то на этой линии лежит неуловимая геометрическая точка, называемая настоящим, которая разделяет эту линию на отрезки, называемую прошлым и будущим. Настоящее является невидимой точкой, которая не может быть измерена в единицах времени. Тем не менее, вызывающим раздражение человека парадоксом является то, что, действительно, существует только несовместимость настоящего. Прошлого нет больше, а будущее еще только должно наступить.
Чтобы иметь дело с этим настоящим моментом и испытывать его вкус, вы должны быть в состоянии войти в эту невидимую точку во времени путем проекции своего внимания из пространства психики, а не из эго или суперэго. Тогда ваше внимание будет наполнять настоящее точно так же, как накачиваемый воздух наполняет воздушный шар. Тогда прошлое и будущее можно уменьшить. Проникая в эту невидимую точку на горизонтальной линии, вы входите в пространство вне традиционных измерений человеческого опыта. Выходя за пределы эго и суперэго, вы можете наслаждаться важностью настоящего момента и установить себя в Царстве Бога, в этом мистическом саду, столь близком и в то же время столь далеком (рис. 1). Итак, где же вход в него?
Писатели-мистики (которых я вовсе не считаю глупыми), пытались описать это путешествие вне времени. "Это царство находится внутри, - говорят они, - как и обещанные узкие врата, ключ к ним и путь". Но сначала вы должны вытащить шипы.
Теперь я, действительно, должен прекратить испытывать ваше терпение этими метафорами, которые, так или иначе, являются избитыми, поскольку они идут из древних текстов. Поэтому без дальнейших церемоний я предлагаю вам Самореализацию в качестве гипотезы. Я обещаю, что вы получите (с этим столь полезным привкусом сократовской мудрости) это фантастическое знание, которое дарит Некто, кто высоко надо мной. Это знание было прежде секретным, но теперь оно должно быть раскрыто. Бесценный час, обещанный час, освобождающий и решительный час пред нами. Поэтому читайте дальше с открытым умом, ни признавая, ни отвергая мои тезисы, и, подобно мне, вы будете наблюдать рассвет новой надежды. С этого момента мы будем использовать для обозначения некоторых понятий слова из санскрита.
Секретным проходом, путем посвященного, является тонкий канал (Сушумна-нади), который проходит по сердцевине позвоночника, формируя ствол Древа жизни. Потенциальная энергия Святого Духа (Кундалини) в каждом человеке спит в косточке "Сакрум" - в треугольной косточке в основании позвоночника. Будучи пробужденной, она начинает свое восхождение через центр Сушумна-нади, который построен в виде нескольких концентрических труб, расположенных вдоль позвоночного столба. Но этот канал прерывается зазором между солнечным сплетением и блуждающим нервом парасимпатической нервной системы. Кроме того, как мы увидим далее более подробно, этот канал может повреждаться или блокироваться, например, вследствие наших внешних действий (карма), болезней, нервных расстройств и других проблем. В этом случае мы должны очистить этот проход, но мы не можем сделать это самостоятельно, ибо наше внимание не может проникнуть в Сушумна-нади. Мы можем сейчас лучше оценить роль истинного духовного Учителя (Гуру). Он обладает силой пробуждать в ученике спящую Кундалини, Семя жизни, орошая его потоком божественной вибрационной энергии (Водой жизни), который истекает, подобно реке. Когда эти вибрации охватывают тело ученика, они заполняют зазор в его Сушумне. Кундалини, приглашенная вибрациями личности (Гуру), чьи полномочия она распознает, будет подниматься, проходя через этот зазор, пронизывая тонкие центры (чакры), которые расположены вдоль Сушумны и представляют собой плоды Древа жизни.
Вначале эта водная река является течением вибраций, излучаемых изначальной энергией Бога (Ади Шакти). Их проявление идентифицируется, например, как "прохладный ветерок Святого Духа" ("При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И наполнились все Духа Святаго".- Деяния 2, 1-4) или "мировой разум", или "пневма", означающая "дыхание, дуновение" в терминологии гностиков; или их символом является священная река Ганга, которая истекает из головы Господа Шивы. В действительности, в момент Самореализации вы ощущаете прохладный поток этих вибраций или, в зависимости от их силы, вы чувствуете прохладную реку, текущую через пальцы, в руках, а со временем, через все тело. В более развитом состоянии Вода жизни, отсюда называемая "нектаром" (амрут), ощущается как ливень, который падает с верхушки головы и заполняет автономную и центральную нервные системы неописуемым блаженством (Сравните следующую выдержку из "Заключения" Вордсворта, который сам был реализованным: "Смотри вперед! - вот тот поток. Поток тот, на чье лоно мы взошли, плывя легко, пока все нации стирая в порошок, одна другую, и Смерть сбирает в свой загон шеренги длинные могучих Королей. Смотри в залив, мой Дух! (Не будь в сем зренье недоверчивым.) Живительные воды все слабей и менее грехом окрашены, осквернены, и осветляются они в течении своем, пока не донесутся к Граду вечному, какой сооружен для совершенных душ в награду!").
Узкие врата - это шестая чакра (Аджна-чакра) на пути Кундалини, расположенная в центре лба. Иногда ее называют "третьим глазом". Как вы увидите и узнаете позже, существует особенно тесная связь между этой чакрой и космической ролью Христа. Ключом, который открывает эту чакру, является не что иное, как абсолютная и спонтанная непосредственность ребенка, о которой сказано: "Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя малое, тот не войдет в него". (Лука XVIII, 17)
Это "Царство Небесное" заключает в себе намек на королевскую чакру, которая коронует голову (Сахасрара-чакра). Когда Кундалини пересекает ее, эта чакра становится местом просветления. Отсюда в высокореализованных душах распространяется по всему телу духовный экстаз, не имеющий равных, и каждая клеточка физического тела наполняется блаженством. Эта чакра, чья система энергетического сознания (мандала) описана великим индийским реформатором религии Шри Шанкарачарьей, становится по терминологии Господа Будды "тысячелепестковым лотосом", или "неопалимой купиной" и "языками огня" у библейских провидцев.
Позвольте мне описать с помощью схемы захватывающую картину нашей реализации.
На уровне Аджна-чакры внимание попадает в ловушку прошлого и будущего. Настоящее находится вне достижимого (рис. 2а).
Восходящая Кундалини поднимается по центральному каналу и переносит внимание в область непрерывного настоящего без постоянного попеременного движения между эго и суперэго (рис. 2б). Я вернусь к этому движению далее.
Теперь вспомните, что эта книга написана не для того, чтобы сделать из вас верующих, а скорее, чтобы дать толчок вашей практике: дать возможность прийти этому Царству, потому что эпоха Водолея, в которую мы только что вступили, является эпохой, когда каждый должен понять смысл жизни. От святого, сидящего в медитации под благотворным баньяновым деревом, в келье затворника или на вершине в Гималаях, вдали от разложения городской жизни, сегодня мало проку. Но, поистине, великими являются души, которые вернулись, чтобы родиться в этом мире, чтобы стать инструментами этой великой трансформации, которую делает возможной именно сейчас Сахаджа-йога. Сомневающийся читатель, ты можешь быть одной из таких душ.
Одно заключительное предупреждение. Когда Персиваль, Рыцарь Круглого стола, как будто случайно вступил в замок Короля-рыболова и, наконец, остановил свой взгляд на Святом Граале, он не смог осознать, что его поиск окончен. Забыв задать решающий вопрос, он был выброшен на долгие и мучительные годы в новый цикл поисков. Предупреждение, данное в этой знаменитой легенде о Граале, должно навести на размышления. В наших поисках мы часто выбираем неправильный путь. Но мы также - и это более серьезно - можем оказаться возле той нужной двери, небрежно пройти мимо нее и потерять себя снова.
Список глав книги
• Предисловие автора. Книга 1. Дни прошлые
• Книга 2. Уникальное открытие Сахаджа-йоги. Глава 1. Конфиденциально
• Книга 2. Уникальное открытие Сахаджа-йоги. Глава 2. Встреча с Сахаджа-йогой
• Книга 3. Откровение. Глава 3. Откровение Космоса в человеческом микрокосме
• Книга 3. Откровение. Глава 4. Священная арфа
• Книга 4. Открытие окна. Глава 5. Качества добродетели
• Книга 4. Открытие окна. Глава 6. По другую сторону предела
• Книга 4. Открытие окна. Глава 7. Проделки Сатаны
• Книга 5. Великая игра. Глава 8. Мать и дети
• Книга 5. Великая игра. Глава 9. Эллиптическое движение
• Книга 6. Таинство без ворот. Глава 10. Сострадание
• Книга 6. Таинство без ворот. Глава 11. Нирмала
»» следующая глава книги »» |
Письма Шри Матаджи
• Об ответственности деятелей искусства (статья для индийского журнала "Souvenir", 1961 год)
• Письмо к искателям Америки (во время первой поездки в Америку, 1972 год)
• Моим цветущим детям (США, 1972 год)
• Митья, то есть нереальное (написано на маратхи, 5 мая 1975 года)
• Бхакти успокоит ваши сердца (Окстед, Суррей, южная Великобритания, предположительно июль 1975-го года)
• Наука не является всемогущей (написано предположительно в июле-августе 1975-го года)
• О четырех составляющих регистрации энергии Дхармы (Лондон, Великобритания, 26 августа 1975 года)
• Источник радости внутри, а не снаружи (Лондон, Великобритания, 8 ноября 1975 года)
• Для Раджакухар Рауль (написано на маратхи, Лондон, Великобритания, 17 ноября 1975 года)
• Очищение Ида-канала (написано на маратхи, предположительно в Лондоне, Великобритания, в 1975 году)
• Роль бессознательного в поиске (Бомбей, Индия, 20 марта 1976 года)
• Пробудитесь и восстаньте для снятия завесы иллюзии (10 мая 1976 года)
• О реакциях и Освобождении (Лондон, Великобритания, 6 сентября 1976 года)
• Прыжок в Бессознательное для познания Реальности (Лондон, Великобритания, 22 сентября 1976 года)
• Подняться до состояния Будды и находиться в точке Дхармы (Лондон, Великобритания, 12 октября 1976 года)
• Если вы станете факелом, то Моя любовь будет защищать вас (написано на хинди, 21 октября 1976 года)
• Идеи и замыслы как источник радости (Лондон, Великобритания, 27 апреля 1977 года)
• Разборчивость в правах и обязанностях (Великобритания, 1 мая 1977 года)
• Свободны ли вы от порока стремления быть судьей? (Письмо индийским сахаджа-йогам, Великобритания, 1 мая 1977 года)
Книга "Метасовременная эпоха"
• Предисловие
• Глава 1. Рациональность и модернизм
• Глава 2. Свобода выбора
• Глава 3. Демократия
• Глава 4. Расовая дискриминация
• Глава 5. Культура на Западе
• Глава 6. Религии
• Глава 7. Мир
• Глава 8. Мир на Земле
• Глава 9. Эволюция
• Глава 10. Послание метанауки
• Глава 11. Тонкая система
• Книга "Сахаджа Йога"
Книга "Пришествие"
• Предисловие автора. Книга 1. Дни прошлые
• Книга 2. Глава 1. Конфиденциально
• Книга 2. Глава 2. Встреча с Сахаджа-йогой
• Книга 3. Глава 3. Откровение Космоса в человеческом микрокосме
• Книга 3. Глава 4. Священная арфа
• Книга 4. Глава 5. Качества добродетели
• Книга 4. Глава 6. По другую сторону предела
• Книга 4. Глава 7. Проделки Сатаны
• Книга 5. Глава 8. Мать и дети
• Книга 5. Глава 9. Эллиптическое движение
• Книга 6. Глава 10. Сострадание
• Книга 6. Глава 11. Нирмала