
Шри Матаджи появилась на свет в семье индийских христиан, но им были близки и традиции индуизма, так как ее далекие предки со стороны отца принадлежали к древней императорской династии Шаливаханов, правившей Махараштрой с 230 года д.н.э. по 230 год н.э. Шаливаханы были большими покровителями искусства, литературы, архитектуры и скульптуры, способствовали развитию торговли, привлекая торговцев из такого далекого города, как Рим. Они вели благочестивую и дхармическую жизнь.
Отец Шри Матаджи, Шри Прасадрао Кришнан Сальве, родился уже после трагической смерти своего отца, Кешаврао, 15 июля 1883 года в Уджаине. Эта безвременная смерть оказалась катастрофой, трагическим испытанием для его жены Сакхубай (бабушки Шри Матаджи), во-первых, потому что неожиданная смерть мужа является чрезвычайным бедствием для индийской женщины, а во-вторых, потому что это несчастье произошло на последней стадии ее беременности. Тем не менее, Сакхубай была очень мужественной, бесстрашной и решительной женщиной, решившей справиться с любым испытанием. Еще одной важной проблемой было то, что большинство дальних родственников объединилось против нее, так как она была христианкой. Родственники не хотели, чтобы она наследовала имущество, которое, как они утверждали, было родовым и принадлежало индуистской ветви семьи (шли слухи, что ее с детьми даже хотели отравить молоком, но первым молоко выпила кошка). Все это заставило Сакхубай, будучи беременной, с четырьмя детьми при первой возможности покинуть Ваду. Ее побег был очень рискованным, включающим пересечение вброд разлившейся от дождей реки. Приехав к своему брату в Уджаин при всех этих трудных обстоятельствах, она родила пятого ребенка, Прасадрао.
Сакхубай, благодаря своему героическому упорству и терпению, а также благодаря исключительной мудрости, которую всегда брали в пример ее дети, потихоньку финансово выкарабкалась из нищеты. Ее целью было дать своим детям образование, так как она видела, что каждый из них был по-своему талантлив. В воспитании младших детей, в том числе и отца Шри Матаджи, активное участие принимали старшие дети.
Маленький Прасадрао очень любил плавать, но его мать предупреждала, чтобы он не привязывался ни к чему, чтобы не стать рабом любой привычки. Таковы были ее уроки мудрости, в результате чего Прасадрао воспитывался независимым, никогда не переступая границ дисциплины. Она учила его также бороться с несправедливостью, откуда бы она ни исходила. Она твердо верила, что принятие несправедливости является проявлением трусости, учила его честности и говорила, что бескопромиссная честность - понятие абсолютное, а не относительное. Для Прасадрао она была не только идеалом, но также и источником вдохновения, и что бы она ни сказала или ни посоветовала, было для него священным.
Прасадрао начал ходить в школу миссии и с первых школьных дней показывал широту своего ума. Он не только был первым в классе (что давало ему и его семье особую стипендию), но и обсуждал со специалистами предметы, изучаемые в старших классах. Он был ненасытыным читателем и имел фотографическую память. По окончании обучения ему предложили математику как один из предметов, но он заболел и не мог попасть на экзамен, и поэтому провалился. В следующем году он заменил этот предмет на санскрит, он чувствовал, что знает математику очень хорошо, почему же тогда не взять другой предмет. Он был мастером по языкам, особенно по санскриту. Он знал двадцать шесть языков, но свободно владел четырнадцатью. После окончания учебы он принимался за разные работы, касающиеся преподавания.
В 1906 году он женился на Карунабай, дочери дяди по материнской линии Шри Гайкбад, что было обычным делом в Махараштре для сохранения имущества в семье. Он был благословлен первой дочерью, Урмилой, в 1908 году. Работая учителем, он изучал закон, что было очень сложно, так как приходилось совмещать обучение с работой и семейным обязательствами. Он сдал экзамен на юриста в юридическом колледже Агры, но продолжал работать учителем. Затем по предложению своего старшего брата Соломона в 1914 году он с семьей переехал в Чиндвару. К этому времени у него появились еще трое детей. Это было время, когда разразилась первая мировая война, и Прасадрао служил офицером по призыву в армию. За прекрасную службу в 1919 году ему присвоили звание Рао Сахиб. Его представили королю Георгу V, когда тот посетил Индию. В честь признания его деятельности ему предложили должность помощника главного уполномоченного, но он его отклонил, так как препочитал работать по профессии.
По окончании войны он возобновил практику в качестве адвоката в Чиндваре, и за очень короткое время стал известным адвокатом. Его работа требовала от него частых поездок в Нагпур, поэтому он купил автомобиль. Он сам построил себе дом на главной дороге в Нагпур. Именно в этом доме родилась Шри Матаджи.
В 1919 году смертельно заболела Карунабай. 29 августа она сказала своим родственникам, которые ухаживали за ней, что сегодня уйдет из этого мира. Она просила всех не плакать и не рыдать, так как это замедлит ее уход. Вскоре после этого она подняла правую руку и показала три пальца небу. Последние ее слова были: "Дева мала гхе", что означало "О Господи, прими меня". Ее смерть была жестоким ударом для Прасадрао, так как Карунабай была ему очень дорога. На момент ее смерти старшей дочери было 11 лет, а младшему сыну около трех. По существу требовалась женщина по уходу за детьми.
Мисс Корнелия Джадхав приехала в Нагпур из Нандгоана, который находится на другом берегу реки Девнади от Шригоана. Род Джадав прославился после Джижабай - матери Махараджи Шиваджи. Когда Корнелия родилась, ее отцу было видение, что она вынашивает двух великих детей, и он назвал ее Корнелия - именем матери двух великих французских революционеров.
Она с отличием закончила математический колледж Фергюсона в Пуне, и заняла пост директора высшей школы святой Урсулы в Нагпуре. Фактически она была единственной женщиной студенткой в те дни. Корнелиябай, как ее называли все, кто хорошо знал, родилась 20 декабря 1892 года около Рахури в Нандгоане. После начального образования в Ахемаднагаре, где она оставалась со своим отцом, который был библиотекарем, она переехала в Пуну для дальнейшего образования. Она поступила в колледж, несмотря на протест членов семьи, которые были обеспокоены и тем, что она единственная девушка-студентка, и тем, что она не знакома с жизнью в большом городе. Во время обучения ей приходилось считаться с сильным противодействием общества, так как девушки редко учились после школы. Но ее желание получить степень по математике было таким сильным, что она была уверена, что ее желание преодолеет любое противодействие.
Корнелиябай была блестящим ученым с исключительными способностями к математике. Она являлась авторитетом в индийской математике, и однажды, даже бросила вызов одному из авторов индийской математике - Джагату Гуру Шанкарачарье - по поводу теории, выдвинутой им, и с успехом доказала ошибочность его теории. Она была мастером санскрита, прекрасно знала урду и хинди, утверждала, что геометрическая теория Пифагора была известна в Индии много лет назад. Она была хорошим знатоком древней индийской культуры.
Она была воспитана своим отцом в очень строгих правилах, и потому имела безупречные привычки (например, любовь к чистоте). Консерватизм и умеренность в привычках сочетались с широким кругозором в вопросах идеологии. Она была честной, потому что абсолютно верила в Бога, и была искренней, потому что не имела страха и никогда не хотела делать одолжения как другим, так и себе. Говоpят, что за всю свою жизнь она ни pазу не солгала и всегда отказывалась даже от самых малых компpомиссов, пpиводящих к фальши. Ее pешительный хаpактеp вместе с матеpинской заботливостью пpоявлялся по отношению ко всем многочисленным обитателям ее дома. Она не могла раньше выйти замуж, так как была высокообразованна, и не было подходящего юноши среди христиан, который имел бы образование выше или равное ее образованию. Предложенный ей через отца жених, конечно, был вдовцом с пятью детьми, но он был высокообразован, молод, красив, с хорошей работой, трезвенник и очень верил в Бога. Впоследствии она признала, что главными аргументами, повлиявшими на ее согласие были то, что он был высококвалифицированным и блестящим юристом, но самое главное - это то, что он верил в Бога и был трезвенником. Она также испытывала огромное сострадание к детям, оставшимся без матери в таком нежном возрасте.
Они поженились 21 июня 1920 года в Чиндваре. Поначалу жизнь молодой жены была очень сложной: на руках были пятеро детей, самый младший из которых страдал эпилепсией от рождения. К тому же она вначале испытывала сопротивление детей, но постепенно победила и завоевала их доверие. 18 марта 1921 года она было благословлена первенцем Нарендрой. Корнелиябай хотела продолжить учебу и поступила в юридический колледж в Нагпуре, но не смогла завершить образование из-за обязательств перед семьей. Таким образом, все свои способности к науке, все свои очевидные перспективы она отдала в жертву ради воспитания детей.
Между тем отец начал собственную независмую практику, вскоре став ведущим адвокатом в Чиндваре. Он принимал активное участие в гражданских делах города, был избран членом муниципального комитета, затем вице-президентом. Он создал комитет для постройки женского госпиталя, ради чего пожертвовал не только много своих денег, но и сам участвовал в строительстве. Эта больница работает и поныне. Так как отец и его братья были прекрасными спортсменами, то они организовали в Чиндваре спортивный клуб. Так как Прасадрао вел трезвый образ жизни, он уговорил всех членов клуба избегать употребления алкогольных напитков во время пребывания в клубе, несмотря на то, что поначалу было с их стороны сопротивление. Было много случаев, когда он отказывался от обедов и посещения общественных собраний из-за того, что там продавали алкогольные напитки.
Прасадрао всегда поощрял своих детей заниматься спортом, потому что верил, что кроме становления духа спортсмена, спорт учит коллективности, умению делиться, взаимопониманию и, превыше всего, достижению цели. В результате все его дети, включая дочерей, в школьные годы играли в ту или иную игру. Шри Матаджи была чемпионкой штата по бадминтону.
Отец Шри Матаджи был человеком щедрым и скромным, снискавший уважение всех, кто окружал его. Он был религиозным, но в то же время не был фундаменталистом. Он уважал все религии и, более всего, - человеческое достоинство, так как верил, что все люди есть творение Бога, независимо от касты, убеждений и вероисповедания. Честность и рассудительность - два качества, которые будучи поставлены рядом с его либеральным и привлекательным нравом, делали его очень популярным человеком, куда бы он ни пришел. Его жена Конелиябай всегда помогала ему удерживать этот высокий уровень ценностей. Подобно ему, она была очень честной и откровенной. Без сомнения, она всегда была за строгую дисциплину, потому что была математиком, но за жесткой оболочкой дисциплины ее дети всегда могли чувствовать ее тепло.
В 1925 году отец Шри Матаджи, будучи сторонником независимости Индии, впервые познакомился с Махатмой Ганди на собрании участников движения за ненасилие. Однажды вечером, когда он возвращался из суда в Чиндвару, по дороге на ж/д станцию в Нагпуре он увидел огромное скопление людей. К собранию обращался хрупкий на вид человек, в котором он узнал Махатма Ганди. Ганди говорил о рабстве британцев, о праве Индии на свободу, и о том, что каждый уважающий себя индиец должен присоединиться к движению ненасилия, так как все они были в рабстве на своей собственной Родине. Воздействие его речи на отца было огромным, и хотя он имел звание от британцев, и хотя он был христианином (что давало привелегии), он чувствовал необходимость восстать против британцев. Возвратившись в Чиндвару, он стал взвешивать все "за" и "против" присоединения к национальному движению ненасилия. Он посоветовался с женой, которая тоже была против рабства. В результате оба решили навестить Гандиджи в его ашраме в Севаграме (около 80 км от Нагпура). Ганди произвел на них большое впечатление ясностью мышления, сильной верой и убеждением ненасилия. Он побудил Прасадрао присоединиться к Конгрессу. По возвращении он выглядел очень решительным и говорил очень мало (что-то работало в его уме). Первое, что он сделал, - сжег публично на открытой площади все свои дорогие европейские костюмы.
В 1927 году отец Шри Матаджи по просьбе Махатмы Ганди переезжает с семьей из Чиндвары в Нагпур для того, чтобы более эффективно вести судебные дела людей, связанных с движением Конгресса. В Нагпуре лидеры местного Конгресса, в который входили родители Шри Матаджи, были брошены в тюрьму. В 1928 году Шри Матаджи в возрасте 5-ти лет росла совсем без родителей. Родители всегда оставляли наказ, чтобы при их отбытии в тюрьму никто не лил слезы, считая это унизительным. Они научили детей разделять одинаково и радость, и горе. И в последующие годы напряженной борьбы за свободу Индии лидеры Национального Конгресса часто попадали в тюрьму. Отец Шри Матаджи провел в заточении два с половиной года. Ее мать побывала в заключении пять раз. Будучи соратниками Моти Лал Неру (отца Джавахарлала Неру) и Маулана Азада, они сыграли важную роль в борьбе за освобождение Индии от британского правления. В феврале 1945 года родители Шри Матаджи переехали в Дели для принятия участий в сессиях Учредительного собрания. Под руководством Махатмы Ганди они прошли долгий и трудный путь борьбы вплоть до обретения Индией независимости в 1947 году. В следующем году трагические события потрясли нацию. 30 января 1948 года Махатма Ганди был предательски убит.
Прасадрао стал единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее (в колониальной Индии) и первом Парламенте (в независимой Индии), принимал активное участие в написании первой Конституции Независимой Индии. В 1939 году он стал главой муниципалитета (мэром) Нагпура. Человек энциклопедического ума; знал наизусть священную для индийцев Бхагават Гиту. Он был знатоком и чувствовал себя комфортно едва ли не во всех областях искусства, науки и современной литературы.
В феврале 1955 года его физическое состояние резко ухудшилось. Обострилась язва желудка. Его поместили в Майо Госпиталь, но в то время, как начали медикаментозное лечение, язва уже обострилась настолько, что его начало рвать кровью. Ему постоянно давали снотворное. В то время к воротам госпиталя не прекращали приезжать машины навещающих. Посетителей было так много, что справочная больницы была все время занята. Министры, судьи, юристы, спортсмены и клиенты образовали очередь, чтобы навестить его. Шри Матаджи все время была возле своего отца. 14 февраля доктор сообщил, что больше нет надежды на выздоровление, и он предложил отвезти отца домой. 15 февраля его отвезли в дом своего сына. Около 10 часов утра он пришел в себя. Шри Матаджи была возле него. Вечером все его дети собрались около него. Отец спросил Шри Матаджи: "Ты смогла найти метод?" Он спрашивал о массовой самореализации. Он посмотрел на всех и впал в кому, в таком состоянии он оставался до утра 17 февраля. Он ушел в другой мир около 9:30. Шри Матаджи в этот момент была в ванной, когда она вышла, он уже был мертв. Волосы матери Шри Матаджи полностью поседели за одну ночь.
Похороны были назначены на вечер, новость разнеслась как пожар. Как правило, ни один суд, включая Верховный, не закрывался в случае смерти юриста, однако судьи, в том числе и Верховного Суда, так его уважали, что большинство из них пришло на похороны. И судьи, и министры, и юристы протискивались, чтобы подставить свое плечо под гроб. В этой трагедии было очевидно мужество его дочери Шри Матаджи и его жены Корнелиябай, которые подавили свое горе и успокаивали детей и других людей, присутствовавших на похоронах, говоря, что мы должны склониться перед волей Бога.
Участие родителей в миссии Шри Матаджи
Отец Шри Матаджи был pеализованным от pождения, был незауpядным человеком, гуpу, котоpого она выбpала с тем, чтобы он смог ввести ее в совpеменный миp. Вот как он комментиpует тpудности, с котоpыми сталкиваются Инкаpнации:
"Люди, живущие на втоpом этаже, не могут понять тех, кто живет на пеpвом".
Таким образом он указывал своей дочеpи, что необходимо откpыть метод, котоpый позволит давать массовую Реализацию истинного "Я", в пpотивном случае дело не пойдет.
Отец умер в 1955 году задолго до того, как 5 мая 1970 года Шри Матаджи открыла метод массовой реализации. В октябре 1970 года мать Шри Матаджи серьезно заболела, Шри Матаджи приехала ее навестить. Мать спросила, нашла ли она то, о чем просил ее отец. Шри Матаджи ответила, что она нашла метод массовой реализации. На следующий день ее мать скончалась.
Предзнаменование рождения Шри Матаджи
В середине 1922 года Корнелиябай забеременела. Интересен один эпизод, который в соответствии с индийскими обычаями предвещал рождение в семье Сальве необычного ребенка. Прасадрао был не только хорошим спортсменом, но и известным охотником, он серьезно увлекался охотой на крупного зверя, особенно на тигров. Его Высочество Махараджа Кхилчипура устраивал тренировки судебных офицеров в Чиндваре. В начале марта 1923 года Махараджа попросил его помочь избавиться от опасного тигра-людоеда, который обитал на соседних холмах. Прасадрао откликнулся на просьбу, но его жена Корнелиябай выразила настойчивое желание тоже принять с ним участие. Она хотела увидеть свободного тигра в его естественной среде обитания. Таков обычай у индийцев - выполнять все желания жены, ожидающей ребенка, так как согласно поверью желания беременной женщины - это желания неродившегося ребенка. Несмотря на протесты повитухи, Прасадрао взял с собой свою жену. Они расположились в мачане (место для охотника на верхушке дерева) и стали ожидать тигра. Было полнолуние. И вскоре ясно видимый в светлой ночи появился свирепый тигр. Прасадрао взял его на прицел, но его жена, посмотрев на зверя с близкого расстояния, поняла, что это была беременная тигрица. Она немедленно попросила мужа не стрелять. Когда он спросил почему, она ответила, что хочет видеть живого тигра, а не мертвого. Она сказала, что тигрица скоро принесет детеныша, и это пробудило в ней чувство материнства, и поэтому она не хочет, чтобы тигрицу убили. Тогда Прасадрао пошутил, что сама она, возможно, разрешится Шри Дургой. Это было предзнаменованием.
После этой ночи тигp исчез бесследно.
Из истории предков
Шри Матаджи
Отец Шри Матаджи был из семьи, которая владела дворцом (известном на марати как Вада) в Шригоане. Его дедушка принадлежал к королевской семье Маратха (воинская каста индуистской религии), которая правила на территории близ Рахури, включая Шригоан. Их владение простиралось до Хайдерабада на юге, где находится статуя короля Шаливахана. Они были потомками знаменитой династии Сатвахан, которая являлась боковой ветвью династии Чандрагупта Маурья. Шаливахан был выходцем из Читтодгарх. Существует книга, в которой описывается встреча короля Шаливахана с Иисусом Христом в Кашмире.
Бабрувахан был одним из потомков, который победил Викрамдитья и ввел календарь, известный как Шаливахан Шак (им пользуются на юге Индии), в противоположность календарю Викрамдитья, известному как Викрамдитья Самват (пользуются на севере Индии). Оба календаря основаны на движении луны. У них был сын, которого звали Шаливах (в 1-ом веке н.э.). Он мигрировал с севера Индии в Пайтхан около Аурангабада. Большое наводнение разрушило дворец Пайтхан, так что Шри Шиваджи Махарадж не только оказал покровительство королю Шаливахану, но и в знак признания его доблести и ума, подарил ему территорию рядом с Рахури. Он также дал им специальную категорию высшей касты, которая называлась Шаханов Кули. Они построили дворец в Шригоане, ныне известный как Найяканче Шингуне (Шингуне, принадлежащий Найяку). Этот Найяк, который был моттаббаром (управляющим двора) королевства, захватил власть после отъезда семьи Сальве из Шригоана. Другим родственникам также удалось захватить землю Кешаврао Сальве. Около трехсот лет назад его потомки построили прекрасный храм Шри Рамы и Шри Ситы в окрестностях дворца.
История принятия в роду христианства
Шри Матаджи родилась в христианской семье, так как ее отец был христианином. Семья приняла христианское вероисповедение еще со времен дедушки после того, как брат матери деда был вынужден сменить веру. Его сестра (мать деда) овдовела в раннем возрасте (в возрасте девочки, что было обычным делом). Согласно индуистским законам вдова должна накладывать на себя определенные епитимьи, на нее накладывалось множество социальных ограничений, ужасно оскорбляющих ее как человека. Брат решил отказаться от религии и принять христианство (он не стал принимать мусульманство, так как к женщинам там относились еще хуже), при этом сохраняя права на имущество. Он выдал сестру замуж за брамина, уже обращенного в христианство английским священником. Дед Шри Матаджи был как раз из этой обращенной христианской семьи.
Причины, побудившие отца Шри Матаджи перевести Коран
После получения независимости настали времена разделений и противостояний между Индией и Пакистаном. Люди убивали друг друга, и это все очень беспокоило Прасадрао. Однажды вечером несколько мусульман зашли в его дом, полагая что он спрятал там нескольких индусов. Прасадрао успокоил их и спросил их, почему они убивают. На что мусульмане ответили, что убивая людей, которые против Ислама, они попадут на Небеса (Джаннат). Когда он спросил их, откуда у них такая неправильная информация, то они ответили, что из Священного Корана. На это он спросил, читали ли они сами Коран; они ответили, что Коран написан на арабском языке, а так как они прожили всю жизнь в Индии, они его не знают. Прасадрао объяснил им, что он читал Коран, и там не упоминается об убийстве людей, и то, что они делают - это из-за полного невежества, слепого повиновения указаниям проповедника (Маулви).
Тогда он понял, что должен взять на себя ответственность перед людьми Индии и перевести Коран на хинди. Он перевел комментарий к Корану, написанный Мауланом Азадом, который затем стал министром образования. В 1952 году, во время своего переизбрания в Центральную Ассамблею, он целиком занялся переводом и благополучно его завершил.
Патриотизм отца Шри Матаджи
Любовь отца Шри Матаджи к своей стране была велика. Однажды знаменитые братья Али содержались под домашним арестом вместе со своей матерью в Чиндваре. Однако им было позволено навещать семью отца Шри Матаджи, их дом находился поблизости от места заточения, и они приходили в гости практически каждый день. Начальник полиции в Чиндваре, англичанин, видя тесную связь и близость между братьями Али и отцом Шри Матаджи, попросил его воспользоваться дружбой и попытаться узнать о будущих планах относительно антибританского движения Кхалифат. Прасадрао категорически отказался, сказав: "Если бы звание Рао Сахиб давалось британцами за подобную антинациональную деятельность, я скорее отказался бы от него, чем изменил своей стране и своему народу".