0%


100 ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ШРИ МАТАДЖИ

052 ФРАГМЕНТОВ
ИЗ ЛЕКЦИЙ УЧЕНИКАМ

20 ИНТЕРВЬЮ,
13 ДОКЛАДОВ
И ВЫСТУПЛЕНИЙ

40 ПИСЕМ, ИЗ-
ДАННЫЕ КНИГИ, 448 ЦИТАТ

330 ВОПРОСОВ
К ШРИ МАТАДЖИ

44 СТАТЬИ О
ШРИ МАТАДЖИ

75 ПРИЗНАНИЙ И ПОЗДРАВЛЕНИЙ ШРИ МАТАДЖИ

354 ИСТОРИИ
ВОСПОМИНАНИЙ

480 ФОТО
ШРИ МАТАДЖИ

Духовная Мать
Родители Шри Матаджи
Рождение и детство Шри Матаджи
Борьба за освобождение
Годы замужества
Муж Ч.П.Шривастава
Качества Шри Матаджи
Социальная работа
Начало Сахаджа Йоги
Шри Матаджи о Сахаджа Йоге

ЦИТАТА САЙТА:

""

Вопросы о внимании

Вопрос: Как достичь хорошего внимания?


Шри Матаджи

Ответ: Вам не требуется ничего делать, так как все, что вы будете делать, вы будете делать посредством ментальной активности. Ментальная активность прямолинейна, в ней нет Истины. Она доходит до цели и создает отдачу на вас. А энергия Духа распространяется во все стороны.

Итак, вы спрашиваете о внимании. Это очень просто. Когда Кундалини поднимается, то внимание, которое распространяется из печени, поднимается вверх. Оно переносится по центру, и в Сахасраре оно разбивается, и тогда, понимаете, оно все наполняется просветлением. Вам ничего не нужно делать. Но вы должны продолжать поднимать свою Кундалини подобным образом самостоятельно. Вот и все.

Когда вы смотрите на что-то, смотрите на это не думая. Можете вы смотреть на меня не думая? Теперь вы можете чувствовать управляющую силу на своих руках. Видите это? Это и есть намаз, но мусульмане об этом ничего не знают. Вы почувствуете прохладный ветерок, это управляющая энергия. И на кончиках своих пальцев вы получите знание о своих центрах и о центрах других.

Выступление на конференции, Санкт-Петербург, Россия, 20 сентября 1995 года

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать что-нибудь о чистом внимании? Как нам очистить свое внимание? Как смотреть за пределы человеческой формы и выше разницы между друг другом?

Ответ: Понимаете, ваше внимание загрязняется, когда вы направляете его, например, на какой-то стакан и начинаете думать об этом стакане: "О, это такой красивый стакан, он так красиво сделан. И что же мне такое придумать, чтобы украсть его?" (смех в зале, Шри Матаджи смеется) Затем внимание движется дальше: "Как мне ухитриться, чтобы украсть его? Что я должен сделать, чтобы лучше всего украсть его?" Так внимание приносит вам проблемы из-за жадности, так развивается жадность. Итак, как это происходит? Вы направляете на предмет свое внимание, и тогда порождается реакция в виде поступающих мыслей. <...> Эти мысли дают вам идеи, что нужно что-то сделать, то есть например, присвоить себе стакан. Понятно?

А с чистым вниманием вы просто смотрите на него, не думая. Куда бы ни направлялось ваше внимание, у вас может возникать определенное вовлечение в объект внимания, и тогда вы должны стараться просто смотреть на объект, не думая. Входите в безмысленное осознание, тогда вы будете больше всего наслаждаться.

Например, возьмем эти очень красивые ковры. Если бы они принадлежали кому-то, то он бы волновался, как их застраховать: "Все эти люди сидят, они могут испортить их". Такие мысли приходили бы ему в голову. Допустим, они принадлежат кому-то, тогда кто-то будет думать: "Как сделать так, чтобы как-нибудь забрать их с собой? (смех в зале, Шри Матаджи смеется) Как найти какой-нибудь хитроумный способ, чтобы их забрать?" Это специфично для человека.

Но вместо этой рациональности и хитрости, лучше просто обойтись оцениванием предметов. Как это сделать? Просто смотрите на них без всякой мысли. Художник создал что-то, он вложил в это всю свою радость. И вы наслаждаетесь радостью, просто глядя на это. Так что когда вы начинаете наслаждаться радостью, тогда ваше внимание становится очень чистым. Наслаждение этим делает вас в каком-то плане очень посвященным, потому что вы осознаете: "Этот мир существует для того, чтобы наслаждаться. А если я должен наслаждаться всем, тогда почему беспокоюсь о приобретении или о краже, почему я пытаюсь прибегнуть к разным уловкам? Лучше я буду наслаждаться". И тогда вы получаете великую награду в том смысле, что ваше внимание начинает само очищаться.

Вопрос: Мы склонны к определенной реакции на что-то еще до того, как понимаем, что среагировали. Этот процесс реакции очень быстрый, доли секунды.

Ответ: Да, поначалу это так и происходит, потому что вы пока только находитесь на переходном этапе, понимаете. Но после того, как вы устанавливаетесь на новом уровне, тогда вы будете реагировать лишь подобным наблюдением. <...> И это будет работать эффективно. Как только вы сформируете такую привычку, тогда перестанете использовать свои бесполезные склонности. Тогда вам будет нравится видеть только то, что способно доставлять вам блаженство. И тогда ваше внимание изменится.

Беседа с йогами, Сидней, Австралия, 6 мая 1987 года

Вопрос: Как поддерживать свое внимание так, чтобы оно всегда было там, где следует?

Ответ: Это очень практичный вопрос. Понимаете, вам нужно во всем упражняться. Это называется абхьяса. Но упражняться нужно не до реализации, а после реализации.

Лучше всего научиться наблюдать за собой. Даже сейчас, сидя здесь, вы просто ставите себя в положение наблюдающего за собой. "Что я сейчас делаю?" - это абхьяса, это тренировка. Без мантр, без каких-то других упражнений, такая абхьяса - это практика. Это практика становления свидетелем. А состояние свидетеля – это состояние Духа. И тогда внимание не будет уходить. Я имею в виду, что тогда для вас все будет как прежде, но внимание будет сосредоточено внутри. Старайтесь практиковать это: "Являюсь ли я свидетелем?"

Теперь, скажем, кто-то говорит: "О, Боже! Какие ужасные времена, Мать. Случилось одно, случилось другое". Видите ли, если вы так говорите, то тогда вы - не свидетель. Как у вас могут быть ужасные времена, если вы являетесь Духом? Это может происходить только тогда, когда вы - не Дух. Если вы можете наблюдать за всем происходящим, как за разыгрываемым спектаклем, тогда у вас не будет ужасных времен, потому что эти ужасные времена будут снаружи вас, и вы просто будете за ними наблюдать.

Если вы будете практиковать эту абхьяса, практиковать постоянное пребывание в качестве свидетеля, то так вы сможете очень хорошо установить свое внимание. Скажем, вы выходите на улицу и что-то увидели. Тогда просто постарайтесь наблюдать за этим, не думая об этом. Будьте свидетелем всего. И тогда будет полноценной радость, вы станете абсолютно умиротворенным, ваше внимание будет полностью просветлено. И тогда вы получите величайшее вдохновение!

<...> Вот так это решается. Постарайтесь наблюдать, и тогда будет развиваться удивительная память. Я имею в виду, что, если я вижу что-либо, то для меня это сохраняется как кинопленка для разума. Если я увидела эту комнату, увидела дизайн, то, как вы сидите, какие позы вы приняли, какими вы были, все, что я вижу, запоминается у меня в точности как картинка. Причем не только в этой жизни, но и во всех жизнях! Это самая лучшая записывающая система. Но если есть какие-то мысли, то они происходят как что-то мимолетное. Например, сейчас меня записывают на видео, и если что-то будет быстро двигаться туда-сюда, то это будет восприниматься в записи как помеха, что будет мешать просмотру. Но когда нет никаких помех, тогда вы можете просто видеть насквозь, тогда вы записываете важное.

Более того, вы будете поражены тем, что не будете записывать неважное. К примеру, когда некоторые люди едут в деревню, то потом могут вспоминать: "О Боже, там было так грязно, и нужно было спать на цементе. А потом мы вошли в дом, и там не было приличных стульев. Они были такими твердыми, что моя спина заболела". Такие люди запоминают только плохое. А потом они скажут: "О Боже, я не смог получить реализацию!" Они, как газеты, собирают все плохие новости.

Но истинно реализованная душа не видит дурного, она не замечает плохих запахов, грязи. Вы всегда чувствуете только приятные запахи. Вы никогда не потянетесь к зловонию, даже не подумаете о чем-то грязном. Где бы вы ни были, все везде прекрасно. <...>

Я как-то сказала кому-то, проходящему мимо: "Посмотрите на красоту этих холмов Махараштры". Мне ответили: "Мать, а в чем красота? Они не покрыты деревьями". Я сказала, что в этом и есть красота, просто нужно присмотреться к узору. Они не могли видеть того узора, который замечала я. <...> Поскольку они не видят этого, то, понимаете, они не способны видеть красоту. Они ищут дефекты, или сравнивают одно с другим. "Английские деревья лучше, чем, скажем, деревья X, или Y, или Z, поэтому те деревья плохие". Они начинают сравнивать, но вы находитесь на абсолютной точке, вы получаете все в абсолютной форме. Если все является вашим собственным, тогда что можно осуждать?

Беседа с йогами, Лондон, Великобритания, 6 августа 1982 года

Вопрос: Насколько важны наши глаза?

Ответ: Сахаджа-йог должен знать, что глаза очень важны. Когда Кундалини поднимается, тогда происходит расширение зрачков. Вы видели, как у детей расширены их глаза. Они пристально смотрят на все, что происходит вокруг, с полной тишиной.

Через глаза происходит молчаливое наблюдение, и именно поэтому глаза очень важны. Вы должны учиться направлять свои глаза внутрь себя, в свое сердце. Погрузитесь в свое сердце, уставитесь в своем сердце. Вы видите, что я говорю о способе, но я не знаю, сможете ли вы сделать это. Но если это у вас получится, это очень хорошо.

Рассматривание всех, пристальное наблюдение за всеми, смотреть на то и на то, является очень пагубным занятием для ваших глаз. Это очень плохая привычка. Постарайтесь опускать свои глаза низко к земле, к Матери-земле, направить взгляд к ногам окружающих. <...> Тогда ощущение вибраций усилится. Кундалини поднимается лучше.

Лекция, Дели, Индия, 1976 год

Вопрос: Что значит просветить свои мысли во время медитации? Как это сделать?

Ответ: В состоянии медитации у вас не должно быть мыслей. Это состояние называется "Нирвичара". Обычно мысли волнами поднимаются и опускаются, а между мыслями существует некоторое пространство. Так вы прыгаете с волны на волну. Когда Кундалини поднимается и проходит через оптический центр, называемый Аджна-чакра, то это пространство между мыслями расширяется. Обычно в мыслях вы находитесь либо в будущем, либо в прошлом, но при вхождении в это пространство, вы пребываете в настоящем. Только в этом состоянии вы можете духовно расти, поэтому необходимо пытаться не думать. Очень просто не думать. Для этого, какие бы мысли ни приходили к вам во время медитации, вы должны повторять: "Я прощаю. Я прощаю". И тогда ваши проблемы исчезнут. Оптический центр Аджна-чакры является замкнутым, но, когда вы прощаете, то он раскрывается, и тогда Кундалини может пройти через него.

Встреча с врачами, Москва, Советский Союз, 11 октября 1990 года

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать побольше о сознательном разуме?

Ответ: Понимаете, сознательный разум - это разум, в котором вы бодрствуете и способны видеть воочию. Но существует также и бессознательный разум, находящийся за ним. Существуют также подсознательный и надсознательный разум. За надсознательным есть также коллективное надсознательное, а за подсознательным есть коллективное подсознательное.

Существует бессознательный разум, который в каком-то смысле можно назвать Кундалини. Так вот, когда Кундалини входит в ваш сознательный разум, тогда вы становитесь просветленным. И тогда сознательный разум осознает окружающее, осознает каждого присутствующего, осознает все вокруг. Просветленный сознательный разум - это разум высокого уровня, который способен осознавать гораздо больше.

Например, я довольно хорошо ощущаю людей, у которых заблокировано сердце, и я довольно хорошо ощущаю состояния людей. Для меня это нормально, потому что я благодаря своему сознательному разуму могу их поднять. Но что касается вас, то ваш сознательный разум все время зависит от вашего уровня достижений, он может беспокоиться о всяких мелочах, например: "Мне нужно ехать домой, становится поздно. Успею ли я на автобус?" Или сознательный разум может думать: "Насколько глубоко я могу медитировать?" Но сознательный разум может быть просветлен, и в таком случае он просто понимает всю суть того, что я говорю, развивает и питает себя.

Когда вы просветлены, тогда ваш сознательный разум подобен дереву, в котором течет живительный сок. Как только человек получает реализацию, сознательный разум может быть подобным листку, или цветку, или плоду, то есть менять свои формы. Тогда сознательный разум движется вверх, получая больше Света. Скажем, например, когда поступает электричество и зажигаетеся везде свет, то вы можете видеть одну комнату, другую комнату, все комнаты, можете обойти дом и все посмотреть. И тогда вы начинаете осознавать все помещения. Но вначале вы сознавали только ту комнату, в которой стояли. Не так ли? Так что нельзя дать определение сознательному разуму после реализации.

Например, такая личность, как я, обладает сознательным разумом, способным охватывать весь мир. А если это сознательный разум человека, недавно получившего реализацию, то тогда он сознает только, где правое направление, а где левое. Так что до реализации сознательный разум видит лишь вокруг себя, но за исключением некоторых особенностей, например, художник может видеть что-то свое, ученый может видеть что-то свое, и поэт - что-то еще свое. В таком случае осознание зависит от направления и специфики сознательного разума, но при этом он не сможет осознавать что-то тонкое за пределами видимого. А осознание тонкого возможно только после получения своей реализации. Понятно?

Беседа с йогами, Сидней, Австралия, 6 мая 1987 года

Вопрос: Не могли бы Вы объяснить состояние безмысленного осознания? Является ли оно тем же, что и осознанное сознание в буддийской философии?

Ответ: Это одно и то же. Но, понимаете, буддизм весьма запутанный, как и любая религия, и поэтому я не знаю, что сейчас буддисты под этим воспринимают. Но, на самом деле, это то же самое.

Многие слова, сказанные Буддой, были неверно использованы и даже, я должна сказать, были сильно искажены, поэтому, чтобы понять буддизм, для начала займитесь Сахаджа-йогой. Как только вы получите Реализацию, то поймете буддизм в своем истинном смысле, как Бодха Будды. Слово "Бодха" означает "знание на своей центральной нервной системе". Тогда вы сами становитесь Буддой, становитесь просветленной личностью. Понимаете?

Публичная программа, Филадельфия, США, 15 октября 1993 года

Вопросы о Шри Матаджи
Кем Вы были в детстве, какие люди повлияли на Вас, что привело Вас на настоящий уровень?
Что заставляет Вас делать то, что Вы делаете?
Продолжали ли Вы развивать свои идеи, когда общались с Махатма Ганди, и повлиял ли он на Вас и Ваш метод?
Действительно ли Ваша фотография дает вибрации?

Вопросы о Кундалини
Кундалини - это Атман? Кундалини - это Дух или энергия? Почему существуют истории об опасности пробуждения Кундалини?
Что такое Кундалини? Какие пути и средства существуют для поднятия Кундалини? Не опасно ли поднимать ее?

Вопросы о Самореализации
Что такое самореализация, и что Вы понимаете под выражением "реализованная душа"?
Есть ли различие между пробуждением и Самореализацией? Нужно ли желать получить реализацию, или она достигается сама собой?
Чем так важна самореализация? Можно ли пробудить Кундалини без направляющего руководителя?

Вопросы о саморазвитии
Что Вы даете людям? Объясните, что такое просветление? Можем ли мы обратиться к Богу, когда получаем с Ним связь?
Как постичь Атма-джняну? С какой целью Бог поместил нас сюда?
Почему люди постоянно боятся что-то потерять, например, свое эго, своих родственников, боятся утратить свою идентичность, которую взращивали внутри себя?
Нужно ли от чего-то отказываться, чтобы достичь реализации? Можно ли получить Самореализацию только благодаря своим собственным усилиям?

Вопросы о Сахаджа-йоге
Что такое Сахаджа-йога?
Объясните, что Вы называете йогой
Сахаджа-йога - это религия? Что она дает?
Необходимо ли отказаться от своей религии, если становишься сахаджа-йогом?

Сахаджа-йога и другие йоги
Является ли Сахаджа-йога интегральной наукой, объединяющей в себе Хатха-йогу, Раджа-йогу и другие йоги?
Расскажите о Бхакти в Сахаджа-йоге

Вопросы о практике
Что нам следует делать в медитации? Как достичь медитации?
Как достичь хорошего внимания?
Как мы осознаем дисбаланс или блокировки в чакрах и можем ли исправить их?
Что Вы скажете о том, что каждая чакра связана с волшебными способностями?
Что Вы скажете о вегетарианстве? Не могли бы Вы дать нам советы относительно еды?
Что это за техника трех свечей? Как долго нужно делать бандан?
Что нужно делать после получения реализации? О чем необходимо знать во время занятий Сахаджа-йогой?
Что Вы скажете об индивидуальной практике?
Как избавиться от страха? Как можно растворить страх?

Разные вопросы
Когда мы покидаем тело, куда переходит наш Дух?
Как соотносятся понятия любовь и желание?
Является ли гнев просто склонностью к реакции?
Если чакра заблокирована, то очищая ее, не пропускаете ли Вы мимо внимания кармический цикл?
Какой Вы видите женщину в будущем этого мира?
Могли бы Вы немного рассказать о необходимых принципах в школьном образовании?
Цель души быть обособленной или коллективной?
Что ожидает нас в будущем? Что несет нам Кали Юга?
Какие болезни Вы излечиваете, при каких заболеваниях это помогает?
Как преодолеть каждодневные невзгоды? Как заработать деньги на питание?
Обращаетесь ли Вы к бедным и обездоленным людям, испытывающим большую нужду?

О религиях и учениях
Почему церкви не рассказали нам о самореализации?
Как Вы относитесь к Иисусу Христу?
Кто такие ложные гуру? Как вы отличаете ложного гуру от истинного?
Мир полон шарлатанов, обещающих золотой век. Как определить, что нас вводят в заблуждение?