Вопрос: Могли бы Вы немного рассказать о необходимых принципах в школьном образовании?
Ответ: О, это очень важный вопрос! Принципы образования заключаются в том, чтобы прежде всего привить детям чувство самоуважения. Вы должны воспитывать у них самоуважение и понимание значения самоуважения. А уже затем можно учить их остальному, как, например, правильно хранить свои вещи, держать рабочее место в порядке и другое. Важно воспитывать уважение к своей школе, уважение к своим учителям, уважение ко всему. Необходимо начать с уважения Матери-земли. Принято, что сначала нужно дотронуться до Матери-земли, так как вы касаетесь Ее ногами.
Итак, прежде всего, в детях должно возникнуть чувство уважения, это очень важно. И тогда будет легко привить им любые другие идеи. Конечно, не надо из них создавать что-то, не отвечающее общему стандарту, и не стоит думать, что у них не будут условностей. У них на пути будут условности, преодолевая которые они будут становиться детьми уникальных качеств, что сегодня необходимо в мире. Они могли бы развиться в великих лидеров или, в великих ораторов, или в художников, или скульпторов, о которых сегодня мы должны заботиться. Но первое и самое важное: они должны знать, как уважать себя.
Еще одно важное о детях: они должны чувствовать себя в полной безопасности. Безопасность для детей крайне важна. Если они не будут чувствовать себя в безопасности, тогда вы не сможете их сбалансировать.
Поначалу я бы не стала накладывать слишком много дисциплинарных ограничений на детей, потому что они сами вполне дисциплинированны. Но требования к дисциплине должны быть. Если вы в чем-то будете практиковать ограничения, скажем, ранний подъем, то постепенно вы обнаружите, что дети не смогут спать после того времени, когда уже привыкли регулярно вставать. Так что было бы хорошо выработать такие полезные привычки. Например, нужно следить за тем, чтобы дети рано ложились спать, рано вставали, не слишком много разговаривали, но и не становились абсолютно глухими и немыми, говорили то, что нужно, не говорили чепухи, не были распущенными и язвительными.
Кроме того, существуют методы исправления детей. Я бы хотела сказать, что мне не нравятся наказания, вы никогда не сможете исправить детей наказанием. Но рассказывая им истории, разговаривая с ними, разбирая с ними ситуации, вы можете очень хорошо проработать их недостатки или ошибки. Ведь они все у вас - реализованные души, они - необычные дети. И если вы с ними разговариваете с мудростью, то, уверяю вас, сегодня дети настолько мудры, что сразу же воспринимают вашу мудрость и мудро станут разговаривать с вами.
Иногда, когда вы разговариваете с ними на разные темы, то можете почувствовать, будто общаетесь с прародителями или прапрародителями. Так что вам необходимо понять, что это особые дети, и с ними нужно обращаться с уважением, воспитыватья уважение и внушая им: "Вы - особые дети, вы - те, кто должны изменить мир. Вы пришли на эту землю с очень важной целью". Когда они понимают, кем они являются, тогда к ним приходит дисциплина, они сами дисциплинируются, поэтому прежде всего необходимо внушить им чувство безопасности и чувство самоуважения. Думаю, это самое важное, что вы должны сделать.
Еще одна тема, касающаяся питания. Детей нужно с самого детства учить не уделять слишком много внимания еде, а иначе они становятся суетливыми, нервными. Если вы сами равнодушны к еде, тогда и дети смогут есть все, что вы им даете. Но, конечно же, пища должна быть качественной, на этом я настаиваю. Сама пища и ее вкус должны быть хорошими. Но это не значит, что ребенок должен стать настолько внимательным к еде, что и в последующих жизнях захочет иметь только такой вид пищи. Ребенок должен уметь наслаждаться любой пищей, и она должна быть здоровой, полезной. <...>
Я не призываю вас предлагать ту пищу, которую, например, обычно давал нам Ганди, то есть просто вареную крупу с горчичным маслом сверху. Он говорил, что мы не должны вкусно питаться и должны развить отсутствие привязанности ко вкусу, понимаете, "ассвад". Я не говорю, что я не могу этого делать, но не думаю, что каждый сможет это сделать. Не следует слишком давить на них, потому что я наблюдала за теми, кто выходил из ашрама Ганди. Это были очень суровые люди, знаете ли, настолько строгие в отношении себя, что другие их не понимали. Так что дети должны стать нормальными людьми, потому что они должны будут заниматься общественной жизнью, должны будут общаться с публикой. Они должны быть приятными людьми, которые знают, как вести себя с другими. <...>
У них должна быть нормальная, хорошая пища, чтобы они были здоровыми. Я назову вам еще одно условие для хорошего здоровья - это режим принятия пищи. Я замечала, что обычно в студенческие годы, когда приезжала домой, я болела больше, чем во время проживания в общежитии. Хотя пища в общежитии была ужасная, но я обычно чувствовала там себя лучше. Причина была в том, что дома все баловали меня: "Она приехала из общежития, дайте ей одно, дайте Ей другое". Они постоянно кормили меня разной пищей, и режим не выдерживался. Но в школах нужно очень строго выдерживать режим питания, и тогда здоровье будет лучше. Необходимо следить за режимом питания.
И образование, как таковое, нужно давать в соответствии с системой Сахаджа-йоги. Постепенно их нужно учить Сахаджа-йоге, и это один из наиболее важнейших аспектов в образовании.
Семинар, Индия, 1985 год
Вопрос: Что наиболее важное Вы бы выделили в вопросе образования детей?
Ответ: Прежде всего, когда они получают реализацию, то начинают видеть окружающее на другом уровне. Они становятся Духом, у них пробуждается самоуважение. Такие дети ведут себя в достойной манере, говорят очень величественно. Они видят решения всех проблем, они являются возвышенными. Но мы должны верно подводить их к этому своим собственным поведением.
Самое важное заключается в том, что дети становятся именно такими, как мы ведем себя. Необходимо давать им определенные испытания, чтобы они учились справляться с ними. Нужно определить, есть ли у них какие-то физические или психические проблемы, и затем нужно исцелить их. Если у них есть какие-то другие проблемы, например, социальные, то необходимо пытаться помочь им. В основном, если у человека с детства все в порядке, тогда его основные жизненные принципы будут в норме.
Когда в ребенке установлены основные принципы, тогда будет несложно его хорошо воспитывать. Так могут появиться великие художники или музыканты. В самом раннем возрасте они могут начать играть на скрипке, то есть они совершенно внезапно становятся динамичными, очень скромными, имеющими самоуважение и теми, кто очень хорошо себя ведет. Это будет удивительно работать.
На днях меня спросили о женщинах, и я ответила, что сила женщин очень могущественная, как у матерей, что подразумевается, что она сострадательна, благоприятна и не агрессивна подобно мужчинам. Это очень важные качества, они дают много энергии женщине, и этими качествами им необходимо обладать. Не стоит конкурировать с мужчинами.
Кроме того, вы должны понять, что ваша жизнь должна быть радостной, должна быть благословенной, а не быть страданием. Вы сами создаете себе проблемы своими ложными идеями, своим собственным упрямством, своими умственными амбициями, которые храните в своей голове. Все это может быть вылечено, если вы обратитесь к Сахаджа-йоге, потому что тогда вы становитесь сбалансированным, эффективным, скромным человеком, который наблюдает за окружающим в состоянии свидетеля. Для него жизнь вокруг выглядит как игра, драма, и он становится бесстрашным. Человек должен достигнуть такого состояния.
Интервью на радио, Вена, Австрия, 9 июля 1986 года
Вопрос: Предусмотрено ли в Вашей системе йоги какое-то образование для маленьких детей? Как их знакомят с йогой?
Ответ: Понимаете, если маленькие дети рождаются реализованными, они тут же узнают меня. <...> Даже совсем крохотные младенцы как увидят меня, то начинают улыбаться и мило разговаривать со мной.
В целом же, дети очень хорошо подходят для реализации, потому что это чистые, невинные души. Они самые лучшие. Конечно, в наши дни следует оберегать детей, потому что они могут портиться, но когда они приходят в Сахаджа-йогу, то становятся прекрасными детьми.
У нас сейчас в Гималаях Индии есть прекрасная школа для детей, и очевидно, что они такие зрелые, мудрые, тонкие, достойные. Можно действительно видеть, что у них очень достойное поведение и достойная речь, потому что, понимаете, их Дух так начинает проявляться.
Интервью для телевидения, Афины, Греция, 27 апреля 1993 года
Вопрос: Вы говорили, что Ваши родители хорошо поддержали Вас в учебе. Считаете ли нормальным в Индии, чтобы родители подобным образом поддерживали своего ребенка?
Ответ: В Индии все родители поддерживают своего ребенка.
Вопрос: И ребенок при этом может изучать все, что желает?
Ответ: Да, это правда. Важно то, что там родители очень доброжелательны к своим детям, очень любезным к ним. Для них образование и воспитание их детей очень важны. Дети знают, насколько они зависимы от родителей, насколько те заботятся о них. Там родители очень мудры, они жертвуют всем ради детей. И чтобы ни говорили родители, дети принимают их слова и исполняют их. От этого Индия пока ничего не потеряла.
Приехав в Индию и наблюдая за индийскими детьми, вы обнаружите их всегда спокойными. Они очень послушны и ведут себя очень хорошо. У нас нет всех этих подростковых проблем, гомосексуализма. Мы даже не знаем этих проблем, потому что дети всегда находятся близко от родителей. Родители все время наблюдают за детьми, у них нет проблем с наркоманией, за небольшим исключением только в городах, но и это исчезнет. Это происходит потому, что родители все время со своими детьми, семьи целиком живут вместе.
Интервью на радио, Вена, Австрия, 9 июля 1986 года
Вопрос: Какова чувствительность детей? Если они чувствительны, то как можно оградить детей от агрессии других?
Ответ: Они чувствуют себя. Они очень мудры, поэтому им просто нужно рассказать, как можно защитить свое тело и всего себя. И они будут следовать вашим словам, будут делать это. Они очень милые, очень мило поднимают своими руками свою Кундалини. И они немедленно защищаются, просто выполнив бандан, как только увидят неприятного человека. Они очень активные и хорошие.
Вопрос: Хорошо ли Кундалини пробуждается у детей?
Ответ: Превосходно! У детей это происходит лучше всех. Я имею в виду, что у них нет при этом никаких проблем. С вами, взрослыми, сложнее. Вы либо находитесь на левой стороне, либо на правой, у вас есть свои трудности. А они такие уравновешенные. Дети - самые лучшие, с ними веселее. Я попросила, чтобы привели сюда всех детей, я буду счастлива в их компании. Большинство из них, возможно, уже родились реализованными.
Публичная программа, Брисбен, Австралия, 5 мая 1987 года
Вопрос: Как объяснить бездетность? Почему у некоторых людей не бывает детей?
Ответ: Если у вас нет детей, если не удалось дать жизнь ребенку, то в этом могут быть две причины. Первая - вы слишком активный человек, слишком много думаете о себе, являетесь доминирующей личностью. Тогда вы уходите в правую сторону и становитесь слишком аскетичным. Такому человеку сложно измениться и дать рождение ребенку. Вторая причина может быть в том случае, когда в семье превалирует вторая половина. Например, жена слишком доминирующая, а мужчина - очень мягкий, либо наоборот.
Бывает еще причина, когда женщина захвачена потусторонним духом, или она обращалась к экстрасенсу. Такой лжегуру накладывает свой отпечаток, влияя на ее левую Свадхистану, а эта чакра действует на маточную систему женщины. То же самое может быть и в отношении мужчины.
Эти причины нужно устранить. В Индии известен случай, когда у женщины в течение четырнадцати лет не было детей. Она начала заниматься Сахаджа-йогой и через год забеременела. В Швейцарии известны три таких случая.
Встреча с врачами, Москва, Советский Союз, 11 октября 1990 года
Вопрос: Когда женщины не могут иметь детей, стоит ли идти им на искусственное оплодотворение или нет?
Ответ: Нет. Попытайтесь решить это методами Сахаджа-йоги. Они работают.
В большинстве случаев трудности с тем, чтобы иметь детей, связаны с правой стороной. Правосторонняя женщинa, как правило, слишком образована или слишком много работает. Но, например, у Дани была другая причина. Ее мать заболела раком, и это для нее было шоком. Такое сильное впечатление от случившегося приходит с левой стороны, поэтому причина проблемы может быть как из-за перегрузки правой, так и из-за перегрузки левой стороны. В основном, причина из-за правой стороны, но бывают случаи, когда причина в левом канале, например, в случаях одержимости. Вам неоходимо понимать, откуда причина: с правой стороны или с левой. Разобравшись с этим, вы сможете использовать простые методы для исцеления.
Вопрос: Как лечить фиброму матки?
Ответ: Любая подобная проблема в матке происходит от левой стороны. Все лишнее, что вырастает в теле, связано с проблемами левой стороны. Для лечения необходимо взять посуду, разместить его на унитаз или биде, положить в посуду немного древесного угля, затем зажечь его, подсыпая туда аджван. Затем сесть на унитаз или биде. Сегодня очень просто следовать методам, о которых я вам рассказываю.
Беседа с врачами, Лондон, Великобритания, 1 сентября 2000 года
Вопрос: Как относиться к членам семьи, которые не являются сахаджа–йогами?
Ответ: Начнем с того, что члены моей семьи не являются сахаджа–йогами. Мой муж, бывало, говорил: "Я знаю, что ты - святая, но ты не можешь трансформировать других. Ты нравственная, но не можешь сделать других нравственными". Сейчас он изменился. Он сказал: "Я видел весь этот процесс, ты превратила их в ангелов. Я должен честно признать, что ты выполнила задачу". Теперь даже мои дочери, мои внуки, все родственники моей семьи, моего мужа, моей матери верят в Сахаджа–йогу.
Но я хочу сказать, что проявила при этом все сострадание, любовь, терпение, и после этого семья моей матери поверила в Сахаджа–йогу. Однако я не сказала бы, что они великие сахаджа–йоги, как русские, но они будут ими. Кроме того, лучше держать их в стороне, потому что сахаджа–йоги "цепляются" за них, а это уменьшит их шансы. Они должны прийти в Сахаджа–йогу как обычные люди, иначе это будет выглядеть как семейственность. Я не хочу этого.
Выступление на конференции, Санкт-Петербург, Россия, 20 сентября 1995 года
Вопрос: Как Вы относитесь к разводу и чувству ревности?
Ответ: Развод является результатом невежества. В Индии, например, очень мало разводов. И нет ревности, потому что ни мужчины, ни женщины не изменяют друг другу, так как это считается большим грехом. Дело в том, что там люди воспитаны определенным образом, и они совсем не склонны к чувству ревности. Можно сказать, что они подготовлены к браку.
В западных странах у людей есть свобода поступать в личной жизни так, как они хотят. За исключением насильственной смерти, они делают все, что им хочется, поэтому люди и ведут себя подобным образом.
Конечно, ревность не является положительным чувством, поэтому люди в обществе ее не приемлют.
Публичная программа, Москва, Советский Союз, 16 мая 1990 года
»» следующие вопросы »» |
Вопросы о Шри Матаджи
• Кем Вы были в детстве, какие люди повлияли на Вас, что привело Вас на настоящий уровень?
• Что заставляет Вас делать то, что Вы делаете?
• Продолжали ли Вы развивать свои идеи, когда общались с Махатма Ганди, и повлиял ли он на Вас и Ваш метод?
• Действительно ли Ваша фотография дает вибрации?
Вопросы о Кундалини
• Кундалини - это Атман? Кундалини - это Дух или энергия? Почему существуют истории об опасности пробуждения Кундалини?
• Что такое Кундалини? Какие пути и средства существуют для поднятия Кундалини? Не опасно ли поднимать ее?
Вопросы о Самореализации
• Что такое самореализация, и что Вы понимаете под выражением "реализованная душа"?
• Есть ли различие между пробуждением и Самореализацией? Нужно ли желать получить реализацию, или она достигается сама собой?
• Чем так важна самореализация? Можно ли пробудить Кундалини без направляющего руководителя?
Вопросы о саморазвитии
• Что Вы даете людям? Объясните, что такое просветление? Можем ли мы обратиться к Богу, когда получаем с Ним связь?
• Как постичь Атма-джняну? С какой целью Бог поместил нас сюда?
• Почему люди постоянно боятся что-то потерять, например, свое эго, своих родственников, боятся утратить свою идентичность, которую взращивали внутри себя?
• Нужно ли от чего-то отказываться, чтобы достичь реализации? Можно ли получить Самореализацию только благодаря своим собственным усилиям?
Вопросы о Сахаджа-йоге
• Что такое Сахаджа-йога?
• Объясните, что Вы называете йогой
• Сахаджа-йога - это религия? Что она дает?
• Необходимо ли отказаться от своей религии, если становишься сахаджа-йогом?
Сахаджа-йога и другие йоги
• Является ли Сахаджа-йога интегральной наукой, объединяющей в себе Хатха-йогу, Раджа-йогу и другие йоги?
• Расскажите о Бхакти в Сахаджа-йоге
Вопросы о практике
• Что нам следует делать в медитации? Как достичь медитации?
• Как достичь хорошего внимания?
• Как мы осознаем дисбаланс или блокировки в чакрах и можем ли исправить их?
• Что Вы скажете о том, что каждая чакра связана с волшебными способностями?
• Что Вы скажете о вегетарианстве? Не могли бы Вы дать нам советы относительно еды?
• Что это за техника трех свечей? Как долго нужно делать бандан?
• Что нужно делать после получения реализации? О чем необходимо знать во время занятий Сахаджа-йогой?
• Что Вы скажете об индивидуальной практике?
• Как избавиться от страха? Как можно растворить страх?
Разные вопросы
• Когда мы покидаем тело, куда переходит наш Дух?
• Как соотносятся понятия любовь и желание?
• Является ли гнев просто склонностью к реакции?
• Если чакра заблокирована, то очищая ее, не пропускаете ли Вы мимо внимания кармический цикл?
• Какой Вы видите женщину в будущем этого мира?
• Могли бы Вы немного рассказать о необходимых принципах в школьном образовании?
• Цель души быть обособленной или коллективной?
• Что ожидает нас в будущем? Что несет нам Кали Юга?
• Какие болезни Вы излечиваете, при каких заболеваниях это помогает?
• Как преодолеть каждодневные невзгоды? Как заработать деньги на питание?
• Обращаетесь ли Вы к бедным и обездоленным людям, испытывающим большую нужду?
О религиях и учениях
• Почему церкви не рассказали нам о самореализации?
• Как Вы относитесь к Иисусу Христу?
• Кто такие ложные гуру? Как вы отличаете ложного гуру от истинного?
• Мир полон шарлатанов, обещающих золотой век. Как определить, что нас вводят в заблуждение?